Владимир Сибирцев Общее описание моей жизни походной На главную
моя "СИБИРИАДА" Как я провел 2004-2012 годы (заметки о разном)

Родился-то я 26.10.1969 в Питере (тогда ещё Ленинградом официально прозывавшемся), в самом центре - на ул.Добролюбова, на Петроградской стороне, в двух шагах от Петропавловской крепости и стрелки Васильевского острова. Но уже с 1 года на все летние 3-4 месяца меня отвозили к бабушке в деревню Тёмное (располагавшейся на берегу небольшого одноименного озера на Бежаницкой возвышенности Псковской области, в 35км по грунтовому "большаку" от ж.д.ст.Сущево).
     Тогда в ней ещё 7 жилых дворов было... да ещё в 1км ближе к "большаку", возле ручья на подходе к дер.Сутоки один дом... да три двора в самих Сутоках. А дальше, ещё в 2км от Суток - уже большая деревня Демидовские горки (правда, магазина там всё равно не было, а приезжала автолавка). В 2км напрямик от Тёмного по лесной дороге + 1км по "большаку" - ещё одна большая деревня Ратьково, где были настоящий магазин, библиотека, почта (и тоже озеро... как, впрочем, и в Дем.горках, и в дер.Долгово, и на выходе от Суток к "большаку").

Потом, в 1974 году была поездка в Игналину (Литва) с родителями на мотоцикле с коляской. Туда я взял с собой ещё и морскую свинку... которая по пути до того понравилась одной здоровенной собаке (у хозяев коей мы заночевали), что та так весь вечер и проходила над нашей не обращавшей на неё никакого внимания свинкой (благо, ноги у собаки были длинные, а наше животное по размерам - отнюдь не капибара) - и никого к ней не подпускала... так что наутро нам лишь с большим трудом удалось вернуть наше животное обратно... и как позже выяснилось, зря - поскольку уже в самой Игналине свинку эту сожрал местный полудикий кот.
     По озёрам мы там плавали на немецкой байдарке "Kolibri" (с деревянным клеенным каркасом). А когда начиналось волнение, родители клали меня на дно сего судна, а сверху натягивали "фартук" (чтобы волной не забрызгало... вот только интересно, как бы я оттуда выбирался в случае переворота). И обратно в Ленинград мы тоже ехали с приключениями - полдороги просто держа тросик сцепления рукой (так что с тех пор ко всякой личной моторно-колёсной технике я отношусь с большим предубеждением).
     Впрочем, у отца один знакомый так и вовсе однажды ехал, из коляски своим мотоциклом управляя. А гаишник видит сквозь дождь - едет мотоцикл сам по себе... выходит на дорогу, жезл неуверенно поднимает - мотоцикл всё так же сам по себе останавливается. Подошел гаишник поближе, осмотрелся:
     - Штраф, - говорит, - плати.
     - За что?
     - ... А за вождение одной рукой.

Затем, в 1975 году у нас уже настоящий поход был на байдарке (на этот раз надувной - "Recin" называвшейся... поскольку прежнюю "Kolibri" у нас в Игналине украли) по рекам Уще и Дриссе (Белоруссия). При этом ещё до начала похода проводница умудрилась высадить нас из поезда не на той станции. Что делать? Тормознули мы идущий в нужную сторону "Урал". Да только весь кузов у него оказался забит вповалку лежащими пьяными мужиками, которых водитель с бригадиром довозили (каждого до своего дома), выгружали женам на руки и ехали дальше... Так мы проездили весь день (хотя до нужной нам станции от начальной точки было всего км.15). А потом, водитель и вовсе собрался к себе домой... сильно удивился, когда мы робко напомнили о себе... напрямик через лес, круша своей могучей машиной окрестные деревья, довёз нас до первого попавшегося небольшого лесного озерца, выгрузил там (заверив, что отсюда мы непременно доберёмся до нужной нам реки)... и поскорей уехал. А мы, помня наказ, на следующий день долго искали - как же нам отсюда выбраться... пока не нашли какую-то полузаросшую лесную канаву (дай бог, в метр шириной)... по которой через пару километров и добрались до следующего озера - откуда уже собственно и начиналась река Уща...     На следующую ночь в гости к нашей палатке приходил лисенок... Коровы без пастуха по утрам молча и целеустремлённо проносились на пастбище (для чего даже, как антилопы в Африке, переплывали реку), а вечером - обратно домой... А всю последнюю неделю сплошняком лили дожди.

В 1976 году я на два летних месяца ездил в Крым, в Севастополь - где отец уже не первый год трудился в длительных командировках (а перед тем его ещё часто посылали в Тбилиси - но я тогда ещё был слишком мал, чтобы можно было брать меня с собой). Жили мы там на диком степном мысу, на территории военной части (так что сам город - с его Океанарием, развалинами Херсонеса и т.д. - как и горы окрестные с полями больших красных маков, мы посещали лишь по выходным). Ночевали когда в домике небольшом рабочем, а когда и прямо в небольшой пещерке на берегу Чёрного моря... причём особенно романтично последнее было в шторм - когда волны в темноте, с шумом, обдавая нас брызгами, бились прямо о воздвигнутую нами же перед пещерой каменную стенку. Днём же я почти всё время плавал в том самом море - с трубкой, маской и ластами... наблюдая без устали, как на дне там растут настоящие джунгли, где вместо деревьев - разнообразные водоросли, а вместо тигров и прочей сухопутной живности - рыбы (включая, морских коньков и прочую разноцветную экзотику - какой никогда в озере или реке не увидишь), медузы, крабы, морские звёзды, креветки и т.д.

Потом, в 1977 году в июле у нас был поход на всё той же байдарке "Recin" (плюс "Салют"... где плыла ещё одна семья - папаша с двумя сыновьями) по оз.Кереть (Северная Карелия) от ж.д.ст.Лоухи (есть такая злобная старуха - что-то среднее между нашими Бабой-Ягой и Кощеем Бессмертным - в карельском эпосе "Калевала"). При этом местный милиционер попытался арестовать нас, когда мы не успели ещё даже толком сойти с поезда. А через неделю отец, в строгом соответствии с показаниями своего горного компаса, умудрился развернуть всю нашу флотилию точно на 1800 - так что мы за день проплыли до самого того места, где стояли аж 2 дня назад...     Но зато там я впервые узнал, что значат наяву и настоящий полярный день (мы даже и плыли-то в основном по "ночам" - поскольку ветер тогда на озере стихал... а солнце светить продолжало) и северная природа (с удивительными скалистыми островами, покрытыми сплошным ковром зеленовато-белого ягеля с частыми вкраплениями красной брусники и подосиновиков... соснами, словно колонны в строгом греческом храме подпирающими бездонное чистое небо... водой - то до того спокойной и прозрачной, что до отражающегося в ней неба с частыми пышными кучевыми облаками и самого камнями же выстланного дня кажется рукой может дотянуться даже мальчишка несмышлёный, вроде меня; а то вздыбливающейся вдруг величественными свинцовыми строго-холодными волнами).

В 1978 году в июле мы проплыли (опять на байдарке "Recin" + ещё одна семья на "Таймене") сначала неделю по притоку Волги - реке Ветлуге (где нам в сетку попадались здоровенные сазаны и щуки с меня тогдашнего ростом). А затем, проехав ещё немного на поезде, доплыли (уже одной байдаркой) по реке Керженец до самой Волги... Родители при этом гребли. А я, сидя посередине, читал им (благо, научился этому ещё лет в 5) про динозавров... Потом, на пароходе мы доплыли до Нижнего Новгорода (тогда ещё г.Горький), прогуляли по нему до вечера... после чего отъехали на поезде в Питер.

В 1979 году в июле у нас был поход по реке Устье в Архангельской области. Суда для этого уже были специально сделаны за зиму отцом: у родителей - байдарка, а у меня - каяк (модифицированный "Буратино" - на котором я, кстати, с удовольствием плаваю и до сих пор). Грести с непривычки (да ещё в одиночку поспевая за байдаркой-двойкой с родителями) - было трудно. А вот люди по всей реке - были на удивление доброжелательные. Ещё со станции диспетчер специально для нас вызвала грузовик - который бесплатно довёз нас до самой реки... Да и на реке оной местные жители не раз по собственной инициативе приглашали нас в дома (большие, архангельские - где под одной крышей и жилая 3-этажная изба, и "скотный двор" со специально устроенным заездом для телеги прямо с лошадью на 2-ой этаж, и амбар) - где и обедом кормили, и баню топили, и ночевать оставляли... А один дед на осиновой лодке-долблёнке даже полдня следом за нами специально гнался - чтобы предупредить о лесосплавном заторе впереди... а потом, у него в доме (вернее, в кладовке со сметаной, маслом, творогом и т.д. - чтобы нам специально о еде и просить не надо было) мы и заночевали... Также спокойно и молча (уйдя потом, даже не дожидаясь нашей благодарности) местный мужик помог нам дотащить вещи до автобуса в конце маршрута.

В 1980 году на Новый год я с классом (и родителями, в качестве его "вожатых") ездил в Вологду...     а летом с отцом по путёвке с его работы - на автобусах во Псков (с его замечательным древним Кремлем на реке Великой), Изборск (где, по моим тогдашним ощущениям - величественная каменная крепость возвышалась на высоком крутом открытом холме над окрестными полями) и Печорский монастырь (с его пещерами... "сказочными" - опять же по моим тогдашним ощущениям - синими со множеством золотых звёзд куполами храмов... и т.д.)... а также на пароходе на остров Кижи.

В 1981 году в июле я с родителями на всё тех же самодельных байдарках (они по-прежнему на "двойке", а я на каяке) проплыл по Повенецкому заливу Онежского озера от ж.д.ст.Медвежьегорск до губы Святуха (это было первое моё "морское штормовое крещение" - когда волны в высоту достигали 3 метров... а идти при этом, чтобы избежать прибоя и изрезанности берега - приходилось на расстоянии чуть не в километр от суши), затем по ней до конца, потом волок через перешеек... и снова на байдарках по Онежскому озеру до острова Кижи... откуда уже "Метеором" до Петрозаводска и дальше поездом до Питера.

В 1982 году в марте я с отцом ездил в деревню Тёмное (Бежаницкая возв. Псковской обл.) - где к тому времени осталось всего два дома, да и в те только летом народ приезжал...     Затем, в июне я был в пионерском лагере...     А в июле проплыл с отцом на байдарке по реке Великой (в Псковской обл.) - от самых истоков её возле дер.Вяз... Причем последние 5км до реки мы проделали в кузове грузовика, несущегося во весь опор по раздолбанной грунтовой дороге, держа на весу собранную уже байдарку и уворачиваясь от катающихся под ногами пустых 50-литровых молочных бидонов. На обед практически каждый день в течение всего похода у нас было по 3 литра молока и буханке хлеба. А ходивший незадолго перед тем вокруг ураган навалил вокруг тьму деревьев.

В 1983 году в июле мы втроём с родителями плавали на байдарках от г.Кондопога по оз.Сандал, а затем по Онежским шхерам к Межвежьегорску. При этом в 1-ую же ночь и 2-ой день был такой ураган, что нам пришлось оттаскивать волоком (не вынимая вещей) палатку подальше в лес - чтобы не унесло ветром.

В 1984 году в июне весь месяц я провел с групой "юных натуралистов" в Нижнесвирском заповеднике...     А в июле мы втроём с родителями на байдарках поднимались по реке Лодьма в Архангельской области - с тем, чтобы перейти потом на реку Кельда... но в результате, зашли в приток Лодьмы - реку Сумару - по которой и поднялись до самого истока, преодолевая штук по 50 завалов в день. Затем, осознав наконец свою ошибку, мы сплавились обратно до середины р.Сумара... сделали волок км.5 на реку Лодьма (чуть не утонув притом на местной "магистрали" - по которой одни только вездеходы проехать и способны... и "потеряв" ещё один день - в попытках найти где-то тут "прячущуюся", судя по описаниям, деревню староверов)... поднялись вверх км.20 по ещё одному её притоку... в охотничьей избушке насушили тьму грибов (в этих местах нередко даже для того, чтобы поставить палатку, нам приходилось сначала "очищать" поляну от сплошь растущих на ней подосиновиков)... погуляли ещё пару дней по цветущим берегам... а когда спустились наконец к пароходной пристани (чтобы плыть обратно в Архангельск) - то про нас знала уже вся округа (хотя во время странствий своих мы вроде как и людей не встречали)... ибо мы, похоже, были первыми (и весьма вероятно, последними) из людей - кто по реке Сумара на лодках сумел подняться.

В 1985 году в начале мая я плавал с курсантами Пушкинского военно-строительного училища по реке Смотрич на Украине...     В июне вновь весь месяц провел с групой "юных натуралистов" в Нижнесвирском заповеднике...     В июле ездил по путёвке на поезде, который ночь ехал, а днём стоял в Вильнюсе, Каунасе и т.д...     А в августе весь месяц провёл в Лосево - на сборах по "водному слалому".

В 1986 году я заканчивал школу и поступал в Технологический институт.

В 1987 году в начале мая я с курсантами Пушкинского военно-строительного училища сплавился по реке Гауя в Латвии. Закончили мы этот поход в Риге (посетив по пути ещё орденский замок в Цесисе)... потом ещё заехали на день в Таллин... а оттуда уже - в Питер... Затем, с теми же курсантами я занял 1-ое место на соревнованиях ЛенВО по технике водного туризма...
     А в июле мы втроём с родителями поднялись-таки на байдарках за 10 дней по реке Лодьма в Архангельской области до Лодьмозера. Оттуда геологи на вездеходе (который нёсся по лесу так - что того и гляди, проткнёт нас, стоящих в кузове, каким-нибудь деревом) подбросили нас до Кельдозера... переплыв которое (при этом волна с кормы то и дело подхватывала мой каяк так - что несла вперёд со скоростью курьерского поезда... и спустя некоторое время приходилось с неё осторожненько - чтоб не залило и не перевернуло - слезать), мы ещё км.10 проплыли по р.Кельда... после чего она благополучно ушла под землю (так что наверху и следа не осталось - только лес глухой)... и вышла обратно лишь через км.10 - мощным потоком, бьющим из под одиноко стоящей всё в том же глухом лесу скалы... Оттуда, сделав обнос, мы сплавились по-прежнему по р.Кельда (совершенно ненаселённой - как и Лодьма в течение всех 10 дней нашего плавания по ней) до р.Кулой (где заночевали у моста в метеорологической избушке - где вволю наготовились блинов и набрали брусники на 3 года вперёд)... дальше, доехали на попутном грузовике до г.Пинега... оттуда уже самолётом L-410 долетели до Архангельска... после чего поездом вернулись в Питер.

В 1988 году в начале мая мы с отцом в составе группы из 10 человек сплавились на байдарках по реке Чирка-Кемь в Западной Карелии, на границе с Финляндией (4 к.с.). При этом вода была такой высокой, что на 2-ом Кривом пороге например одну из наших "байдарок-двоек" с 5-метрового стоячего вала утянуло обратно... так что над водой после этого осталось видно только см.30 от всего судна и голова "1-го номера" (а в 400м ниже по течению от сего места был ещё порог Падун - тоже со здоровенным сливом и "жвачкой" после него... где вода было до того перемешана с воздухом - что судно на своей поверхности просто не держала... а по берегам при этом, между прочим, ещё лежал снег - так что, чтобы руки не примерзали к вёслам, приходилось надевать на них носки и заворачивать в полиэтиленовые пакеты). Наша же с отцом байдарка, вообще, зацепила носом у левого берега подводную каменную плиту... и дальше проходила "2-ой Кривой", кружась "в ритме вальса". Так что на вышеозначенный 5-метровый вал нас вынесло не только "полулагом", но ещё и кормой вперёд. Но так оно оказалось даже лучше - чем пробивать "водяную гору" носом судна. И на плаву мы, несмотря на все свои "художества" (а может, и благодаря им) удержались - и на этом пороге, и на других (где попереворачивалось ещё немало наших товарищей... каждый раз после чего, чтобы не заледенеть вдребезг - приходилось разводить костёр и сушиться)
    В июле же и августе того же года мы с отцом участвовали ещё в водно-пешем походе 5 к.с. по плато Путорана (Таймыр, север Красноярского края, Восточная Сибирь)... это 850км по р.Нерингда (куда мы забросились вертолётом из п.Тура - столицы Эвенкии... куда, в свою очередь, залетали самолётом из Красноярска), р.Котуй, оз.Люксино, р.Гонгда, верховьям р.Курейка до оз.Дюпкун - и далее по р.Наледная и Хантайскому озеру до одноименного посёлка.

В 1989 году в мае-июне я вместе с отцом участвовал в байдарочном походе 4 к.с. по рекам: Вама + Водла + Нётома + Кожа (Карелия + Архангельская область)...     А в октябре ездил на Западную Украину - по городам Львову, Ужгороду и Мукачево (куда отца послали в командировку).

В 1990 году в мае я с родителями прошел пешком от дер.Вонозеро (Подпорожский р-н Ленинградской обл.) к г.Вознесенье (Карелия, южный берег Онежского оз.)...     А в июле мы с отцом сплавлялись на каяках по притокам Енисея - Исаковке и Торжихе (Красноярский край).

В 1991 году в мае я с отцом ходил пешком по окрестностям дер.Тёмное (Бежаницкая возв. Псковской обл.)...     А в июле руководил походом 4 к.с. по рекам: Илекса + Вама + Водла (Архангельская обл. + Карелия). Участвовали в том походе: я и отец (на каяках) и ещё 6 выпускников военного училища (с "двоечным" лишь опытом и на "тайменях"). В поезде проводник предлагал нам выбить окно в его вагоне, чтобы не было так жарко - на что мы посоветовали ему заняться сим полезным делом самому (а то с нас же потом бы штраф и содрал). Затем, от ж.д.ст.Сулозеро грузовиком нас забросили на реку Верхняя - куда мы от дороги тащились ещё в две ходки км.10 через лес (выпив сначала с водителем ещё половину назначенного ему в плату спирта - по требованию оного товарища, желающего удостовериться, не "палёный" ли мы ему продукт подсовываем)... после чего сплавились до оз.Калгачинское... Далее, до озера Тун - сплошь заросшего "камышом"... где каждый из нас наловил часа за 3 (пока все крючки не пообрывало) штук по 50 рыбин (а неподалёку в зарослях при этом возилось и вовсе что-то - размером явно больше наших байдарок). Причем, как и положено, сначала народ всё стонал - что его заставляют постоянно куда-то плыть (единственным способом, чтобы подольше посидеть на обеде - было дать мне лишнюю порцию печенья... и отдыхать, пока я его грызу)... а когда я объявил, что решил сделать полуднёвку для рыбной ловли - все вдруг сразу захотели плыть дальше... и успокоились, лишь когда я на глазах у них поймал 1-ую рыбину на комара (которого тут же на себе перед этим и пришиб)... На Водлозере мы весьма оригинально выбрасывались во время шторма на остров с брошенной рыбацкой деревней (первым на пляж на самой высокой волне чуть не кувырком вместе со своим каяком вылетел я... а потом мы уже всей толпой, чуть не с головой водой накрываемые, подхватывали несущуюся на нас на очередной волне очередную байдарку... и бегом, на руках фактически, выносили её подальше на берег). Там же сделали и днёвку... во время которой, в частности, осмотрели на соседнем острове любопытный погост со старинной деревянной церковью. Далее, в пос.Куганаволок затарились продуктами на последний отрезок пути. Обнесли плотину в истоке реки Вама... после чего, поскольку вода была из-за дождей "большая", км.30 (до впадения вышеозначенной реки в р.Водла) шел почти сплошной порог - где и тормознуться-то для осмотра было почти что негде... так что впереди мы с отцом на своих каяках "прокладывали курс" (когда 1-ый каяк доходил до суводи у ближайшего поворота реки... притормаживаясь там, пропускал вперёд, 2-ой каяк... на следующем повороте снова обгонял его... и т.д.)... а "курсанты" шли за нами уже практически без остановок. На Водле между порогами уже хоть участки спокойной воды были - чем дальше, тем больше. Но на последнем пороге у ребят от одной из байдарок остались только 15- см кусочки каркаса (Причем порог этот был уже в самом посёлке - где заканчивалась водная часть нашего маршрута... между здоровенными камнями там шла мощнейшая струя... и от умения при прохождении её почти ничего не зависело... лишь от везения - как при прыжке в бочке с Ниагарского водопада... Поэтому лично я стал разбирать свой каяк перед этим порогом... и остальным предложил сделать тоже самое... но ребятам по неопытности уж очень хотелось ещё дополнительную порцию адреналина в кровь получить... вот одному экипажу - больше всех, кстати, ратовавшему за прохождение сего порога - и не повезло). Дальше, до Онежского озера мы доехали на обычном рейсовом автобусе... а вот чтобы переправить нас через оное озеро - специально спец-рейс "Метеора" из Петрозаводска заказали.

В 1992 году в июне я защитил диплом и поступил в аспирантуру...     а в августе водил , в качестве инструктора, байдарочные группы по шхерам Ладожского озера.

В 1993 году в июле, вдвоём с отцом мы сплавились на каяках по рекам Дельтула и Бахта (IV к.с.; Красноярский край).

В 1994 году в июне я с родителями прошел по Архангельской области пешком вдоль берега Белого моря от ж.д.ст.Малошуйка до г.Онега... затем до дер.Кянда - а оттуда напрямик через Онежский п-ов к г.Северодвинск...     А в августе вновь водил, в качестве инструктора, байдарочные группы по шхерам Ладожского озера.

В 1995 году в июне я защитил кандидатскую диссертацию. А 23 сентября у меня родилась первая дочка - Настя.

В 1996 году в мае я с отцом и своей бывшей институтской одногрупницей Ульяной прошел пешком по Новгородской обл. от ж.д.ст. Большая Вишера до ж.д.ст.Будогощь...     А в июле втроём с родителями сплавился на байдарках в Карелии от ж.д.ст.Быстряги до реки Сегежа (на манер древних "гизов" - разбирая бобровые плотины... и дожидаясь, когда русло реки после них наполнится водой... а сзади в это время злобно скалили зубы сами бобры); затем по вышеупомянутой реке до г.Сегежа... и дальше кру'гом по Выгозеру - с окончанием маршрута в г.Надвоицы.

В 1997 году в мае я прошел пешком с родителями и всё той же Ульяной от ж.д.ст.Мстинский Мост до г.Тихвин (вдоль рек Мста, Мда и Сясь)... а в июле уже вдвоём прошел сначала неделю по окрестностям дер.Тёмное (Бежаницкая возв. Псковской обл.), после чего ещё неделю - от г.Подпорожье до дер.Шондовичи (на Вепсской возв. на берегу реки Оять... где мы незадолго перед тем купили себе избу для отдыха летнего - между походами - и зимнего)...     В сентябре же втроём с родителями я прошел ещё пешком в окрестностях Рдейского заповедника - от ж.д.ст.Лозовичи (возле пос.Бежаницы в Псковской обл.) мимо затерянной деревни Ухошино (куда и продукты-то привозили тогда по реке Плюссе четырём местным жителям всего раз в год) до ж.д.ст.Тулебля (возле города Старая Русса в Новгородской обл.).

В 1998 году в мае я с отцом на байдарке сплавился в Ленинградской обл. по рекам Шокша и Оять - до самого устья последней...     В июле с родителями, своей второй женой Викой (первая-то Юля, с которой я ещё в одной группе в институте учился, вместе с вышеупомянутой дочкой моей уехала жить в Германию) и ещё одним знакомым сплавился в Карелии на байдарках по р.Валоме, Сегежскому вдхр. и р.Сегежа - до г.Сегежа...     А в августе вдвоём с отцом прошел ещё пешком от дер.Шондовичи через дер.Ладва, пос.Колошма и дер. Абрамова Гора до ж.д.ст.Ефимовская (возле пос.Пикалево под г.Тихвин).

В 1999 году в мае я с родителями ходил пешком от ж.д.ст.Окуловка до ж.д.ст.Торбино (через дер.Локотско и Усть-Волма, на берегу р.Мста)...     А в июле-августе вдвоём с Викой плавал на байдарке 3 недели по Ковдозеру (юг Мурманской обл.) и его окрестностям.

В 2000 году в мае я с родителями и ещё одной своей знакомой Инной прошел пешком от ж.д.ст.Изоча (под г.Невель) до ж.д.ст.Жижица - откуда на местном поезде доехал до города Великие Луки, а оттуда уже - до Питера...     В июне ходил вдвоём с Викой пешком от ж.д.ст.Луга до г.Гдов.
     А в июле с родителями, Викой и ещё одним знакомым Павлом плавал на байдарках вновь по Ковдозеру... Даже в Заполярье при этом была жуткая жара, и соответственно, толпы комаров. Мы пешком на днёвке поднимались на гору, одиноко возвышающуюся напротив дер.Ковдозеро. Потом доплыли до р.Кукас - где на 5км было 7 водопадов. Поднялись по ней. Вдвоём с отцом денёк сплавали по оз.Кукас. Потом спустились обратно. Павел в устье речки на блесну поймал окуня... но его тут же отобрала обратно местная щука. Потом мы доплыли до Ивановой горы. Поднялись уже в сумерках на неё... И закончили маршрут в р-не брошенной дер.Нольозеро (откуда на машине, привёзшей как раз туристов, доехали до ж.д.ст.Чупа).

В 2001 году в январе на две недели ездил с родителями в дер.Шондовичи (Подпорожский р-н Ленинградской обл.) кататься на лыжах (после чего стал ездить туда на Рождественские каникулы почти каждый год)...     В мае с отцом прошел за 10 дней пешком от ж.д.ст.Ашево (возле пос.Бежаницы) до города Великие Луки...     А в июне-августе вдвоём с отцом за 2,5 месяца проплыл 1500км по рекам Среднего и Южного Урала: Сосьве - Чусовой - Усьве - Аю - Уфе - Белой (Агидель).

В 2002 году с 20 мая по 26 июня за 38 дней я прошел в одиночку 500км в Заполярье по маршруту: ж.д.ст.Полярный круг - г.Зареченск - г.Алакуртти - г.Кандалакша - г.Апатиты - Хибины...     А в сентябре ездил в командировку в Красноярск.

В 2003 году я развёлся во 2-ой раз. А кроме того, в марте ездил в командировку в Оренбург...     В начале мая сплавал по рекам Мда и Мста...     С 19 по 29 мая я был в командировке в Москве (поверял очередную станцию контроля наличия загрязняющих веществ в атмосфере) - откуда с трудом вернулся (поскольку как раз праздновался юбилей Санкт-Петербурга... и я с рюкзаком и здоровенными странными приборами в руках был весьма похож на террориста)...     В августе вновь прошел в течение трёх недель в Заполярье по маршруту: ст.Чупа - г.Зареченск - г.Алакуртти - г.Кандалакша...     В начале сентября съездил на 10 дней к родственникам в г.Казань...     Потом, на 8 дней меня отправили в командировку в город Старый Оскол (на границе Белгородской и Воронежской областей)...     После этого, в октябре я съездил ещё на неделю в Москву - на II международный конгресс по биотехнологии...     А последние 16 дней декабря (до 29.12.03 включительно) снова ездил в командировку по маршруту: С.Пб - Екатеринбург - Новосибирск - Уфа - Самара - С.Пб.

В 2004 году Новый год я встретил в Питере... но уже 2 января сел в автобус и отправился на 10 дней на лыжах "кататься" (вернее, торить каждый день лыжню по пояс в снегу, при -380С) в дер.Шондовичи...     В начале апреля снова на неделю съездил в командировку в Оренбург... а в конце того же месяца ещё на неделю уже самостоятельно - к знакомому в Москву...     Затем, в начале мая сходил на 10 дней в пеший поход по маршруту: ст.Хотцы - Реконьская пустынь - г.Тихвин - р.Паша - р.Капша - п.Шугозеро...     После этого успел поприсутствовать на фестивале Всероссийском авторской песни "Петербургский аккорд"...     В июне совершил ещё несколько небольших "подвигов"...     В конце июля с родителями и ещё одним знакомым 2 недели проплавал на байдарках по реке Суна (Карелия) от ж.д.ст.Суккозеро до г.Кондопога...     а в сентябре - один ещё 2 недели на резиновой лодке по реке Паше - от пос.Шугозеро до самого устья.

В 2005 году в июле я 2 недели проплавал один на каяке по шхерам Ладожского озера...     А в конце сентября - начале октября пешком ещё 2 недели проходил по Лужским лесам и болотам.

В 2006 году я снимался в разных фильмах...     А кроме того, в феврале ездил в командировку в города Волгоград и Нижний Новгород...     В мае 2 недели проходил пешком в окрестностях Рдейского заповедника (Новгородская обл.) от ж.д.ст.Чихачево до ж.д.ст.Взгляды...     С 17 по 31 июля проплавал на байдарке с группой из 11 человек по Западной Карелии от ж.д.ст.Муезерка до ж.д.ст.Лендеры...     Затем, с 9 по 20 августа в одиночку ходил по Хибинам...     А с 21 августа по 3 сентября втроём пешком же обогнул Онежский п-ов Белого моря.

В 2007 году на "Рождественские каникулы" с 29.12.06 по 13.01.07 я, как обычно в последнее время, ездил в дер.Шондовичи...     Потом, в марте съездил на 10 дней в Москву (как обычно опять же, в течение последних лет пяти - на международный конгресс по биотехнологии)...     Затем, с 20.04 по 10.06 я ходил пешком в одиночку по Псковской, Тверской и Смоленской областям в истоках Днепра, Волги и Зап.Двины... с 15.07 по 28.07 плавал по Ладожским шхерам... а с 04.08 по 04.09 - по реке Белой на Южном Урале...     С 23.09 по 01.10 снова ездил в Москву (на XVIII Менделеевский съезд по общей и прикладной химии)...     Прочие же "более мелкие" мои приключения за этот год требуют о себе отдельного рассказа.

В 2008 году с 7 по 19 мая я был в одиночном пешем походе от ст.Хотцы до ст.Мал.Вишера (через Рёконь и станции Водогон и "Мстинский Мост")... С 31.05 по 01.06 ездил с группой товарищей в Великий Новгород (где как раз в это время проходил День Города и Всероссийский фольклорный фестиваль)... С 10 по 19 июня плавал на байдарке по шхерам Ладоги... С 01.07 по 27.08 проплыл вновь на байдарке вдвоём 1800км от самого начала до конца Подкаменной Тунгуски (3 к.с.)... С 20 по 26 сентября ездил в командировку по маршруту: С.Пб - Ярославль - Нижний Новгород - Воронеж - С.Пб... С 10 по 14 октября ездил опять с группой товарищей по маршруту: Псков - Изборск - Печоры... С 1 по 10 ноября опять ходил пешком от Реконьской пустыни до ст. Мстинский мост... Прочие же "более мелкие" мои приключения за этот год требуют о себе отдельного рассказа.

В 2009 году с 25 по 27 апреля я с народом "прогулялся" сначала вдоль берега Ладоги от дер.Заостровье (напротив о.Коневец) мимо дер.Моторное до г.Приозерск... а потом вдоль р.Волчья от ж.д.ст."78км"...    После чего с 30 апреля по 7 мая проплавал по Ладоге же на парусном катамаране "Альбатрос" от г.Приозерск (устье р.Тихая) через острова Путсаари и Валаам до г.Питкяранта, а оттуда ещё до г.Лахденпохья...    Затем, с 9 по 11 мая проплыл на байдарках ещё по рекам Мда (от ж.д.ст.Неболчи) и Мста (до ж.д.ст. "Мстинский Мост").
Подробней об этом см.: здесь.
      Далее, в конце мая я прошелся в одиночку пешком 10 дней по "Краю 100 озёр" (шт.50 из которых самолично и обошел) от ж.д.ст.Видлица (между городами Питкяранта и Олонец) до ж.д.ст.Ладва (между городами Петрозаводск и Подпорожье)...    После чего, с 14 июня по 1 сентября проплавал на байдарке 2500км по рекам При- и Забайкалья: Конда + Витим + Чуна (Уда) + Тасеева + Ангара + Енисей (4у к.с.)...    Прочие же "более мелкие" мои приключения за этот год требуют о себе отдельного рассказа.

В 2010 году в начале мая я проходил один пешком 18 дней от г.Смоленск через д.Смогири и п.Ярцево и далее вдоль Днепровских разливов к г.Дорогобуж и Болдинскому монастырю... после чего по Старой Смоленской Дороге дошел до г.Вязьма...     Затем, с 14 июня по 1 сентября проплавал 2500км по рекам Якутии и Приамурья: Гонам + Учур + Алдан + Гилюй + Зея (5 к.с.)...     После чего ещё в начале сентября проходил пешком 8 дней вдоль Ладоги - от ж.д.ст. Ладожское Озеро до п.Запорожское... Затем, вдвоём с А.Гришиным на 4 дня сходил на Реконьскую пустынь...     А в конце октября ещё проходил один пешком 10 дней от г.Гдов до ж.д.ст. Струги Красные... с дальнейшим посещением ещё Пскова, Изборска и Печор...     Прочие же "более мелкие" мои приключения за этот год требуют о себе отдельного рассказа.

В 2011 году в начале мая я, как обычно, проходил 10 дней один пешком по Вологодской области (с осмотром самой Вологоды... Северо-Двинского канала... а также посещением монастырей: Прилуцкого, Кирилло-Белозерского, Горицкого и Ферапонтовского)...     А затем, с 10 июня по 5 сентября отправился, как обычно, в 2600км однобайдарочный поход от Иркутска до Якутска по рекам: Манзурка + ЛЕНА + Нюкжа + ОЛЕКМА + Лена...     Прочие же "более мелкие" мои приключения за этот год требуют о себе отдельного рассказа.

В 2012 году c 27 апреля по 8 мая 2012 года мною был пройден (пешком, на автобусах и электричках) следующий маршрут: г.ШУЯ - д.Васильевское - д.Парское - д.Горицы - д.Введенское - г.Кохма - г.ИВАНОВО - г.НЕРЕХТА - г.КОСТРОМА - ст.Неверово - г.ЯРОСЛАВЛЬ - ст.Река - г. РОСТОВ ВЕЛИКИЙ - г. ПЕРЕСЛАВЛЬ ЗАЛЕССКИЙ - г. ЮРЬЕВ ПОЛЬСКИЙ - г.ВЛАДИМИР - г.СУЗДАЛЬ - п.Боголюбово...     Прочие же "более мелкие" мои приключения за этот год требуют о себе отдельного рассказа.