Оглавление
Content
Владимир Сибирцев   -   байдарочный поход IV к.с.
по рекам Вама–Водла–Нётома–Подломка–Кожа   (Карелия - Архангельская обл.)

Середина мая – весна не то что в полном разгаре, а даже уже подходит к концу… Но это у нас, в Питере… а в Карелии, к примеру, водные походы МКК (маршрутно–квалификационная комиссия) разрешала в то время только с 15 мая (раньше и лёд далеко не везде, особенно на озёрах, там сходит)… а в Архангельской области – аж с 20-го. Так что нам (водникам – уже даже не любителям, а почитай что профессионалам с многолетним стажем) отправляться в поход на север (а на юг пусть там всякая глупая, да изнеженная молодежь ходит) по "большой воде" самое время.
     Командир наш (Эдуард Медведев) был человеком военным, руководителем туристкого клуба ЛЕНВО (Ленинградского военного округа), большим любителем всяческих "марш–бросков" (из-за которых походы, им разработанные и руководимые всегда отличались особой уникальностью)… а посему и на сей раз предложил нам (группе из семи человек – два майора, один подполковник, один капитан 1 ранга и трое гражданских, распределённых в три экипажа на байдарках–двойках, плюс командир на каяке) маршрут соответствующий – две реки (Ваму и Водлу) вниз, потом одну (Нётому) вверх по течению км.60, затем волок с байдарками ещё км.35 напрямик через Архангельскую тайгу, после чего самую сложную реку (Кожу) снова вниз по течению.
     Поезд наш из Питера прибыл в Петрозаводск рано утром, после чего мы сразу отправились в аэропорт, где командир договорился о заброске нас вертолётом (грузовым рейсом за рыбой) в посёлок Куганаволок, расположенный на полуострове, на большом, очень красивом оз.Водлозере… причём вертолёт этот приземлился на берегу – так что хотя бы тут нам не пришлось никуда тащить своё походное барахло, а можно было сразу приступить к сборку байдарок (после того, естественно, как мы загрузили в "наш" вертолёт рыбу, за которой он собственно и летел).
     Затем, здесь же мы приготовили обед, немного отдохнули, полюбовались удивительно красивым пейзажем… И после суетной городской жизни и дорожных хлопот наши походные, бродячие души обрели наконец покой от величественного вида на спокойное, огромное, голубое озеро, ярко-синее небо и удивительной тишины вокруг… Утро было безветренным. На тихой водной глади отражались пышные кучевые облака. Бескрайнее небо сливалось с озёрным простором… Да и вообще, Водлозерский район является национальным парком. Озеро имеет размеры, примерно, 18 на 40 км, глубину около 4,5 м (а потому летом хорошо прогревается и является одним из самых рыбных в Карелии) и множество островов с брошенными деревнями, на одном из которых имеется ещё и погост с большой, красивой, деревянной церковью.
     Потом мы долго гребли по притихшему озеру (см. рис.1), пока не разыскали устье реки Вамы (которая, быстро и мощно вытекая из озера, почти сразу начинается длинной шиверой с большим количеством камней, между которыми нужно было постоянно лавировать, поскольку уровень воды тут оказался весьма небольшим из-за прикрытой плотины в самом истоке Вамы), на правом берегу коей спустя некоторое время и остановились на ночлег… А на следующее утро, распределив и упаковав, как следует, весь свой груз в гермомешки, снова отправились вниз по бесконечной шивере.
     Со свежими силами всё шло прекрасно. Но через пару часов внимание стало притупляться, и мы начали "считать" камни… Тем паче, что р.Вама хотя по протяжённости всего км.20, но для прохождения интересна именно наличием порогов практически на всём своём протяжении при хорошей скорости течения. Так что просматривать всё это "безобразие", как следует, с берега у нас не было возможности. И первому в нашем походном порядке экипажу приходилось просто, без просмотра, на свой страх и риск проходить м.500 вниз по реке, определяя путь для следующих за ним на расстоянии прямой видимости с воды лодок, после чего для отдыха притормаживать в какой-нибудь суводи (небольшое место на реке – у берега, за камнем и т.д. – где течение обратно по направлению основному, либо его нет вообще), пропуская вперёд следующий в очереди экипаж (см. рис.2,3).
     Впрочем, народ у нас в группе, как уже говорилось, был достаточно опытный. Лодки у всех – спортивные самоделки… А что дырок в "шкурах" добавилось – так каждая из них и так текла почитай что с самого своего рождения… Особенно, "Мария Ивановна" – так уважительно звалось судно с водоизмещением лишь немного меньшим, чем у линкора, а вот остойчивостью более всего напоминавшее одиночное бревно… принадлежавшее Леониду Безносу – капитану 1 ранга преподававшему в Морской Академии не более, не менее, как именно теорию спасения корабля и его выживаемости, но вот на собственном корабле так и не удосужившегося завести ни переборок, ни трюмов, ни помпы для откачивания воды, но компенсирующим всё это постоянным наложением пластырей на пробоины… в качестве премии за нахождение которых он однажды, отчаявшись, даже предложил шоколадные конфеты, которые выдавались к чаю на перекусе… что народ воспринял, естественно, с большим энтузиазмом, нашел, съев все конфеты, оных дыр не менее десятка… но "Мария Ивановна" после этого меньше течь не стала.
     На реке Водле (притоком которой является Вама) пороги стали ещё мощнее, но зато уже с достаточно большими промежутками спокойной воды между ними (см. рис.4). А к исходу третьего дня похода мы дошли и до р.Нётомы, впадающей слева в Водлу чуть выше порога Падун (что ниже впадения Вамы на км.20).
     Река эта, как и большинство карельских рек, быстрая и порожистая в нижнем течении. Полдня мы с трудом поднимались вверх по ней на вёслах. А дальше, пошла почти сплошная проводка байдарок (см. рис.5). Мой самодельный гидрокостюм не выдержал такого уже на следующий день. А вода была весенняя да ещё и карельская. Так что спасали лишь шерстяная одежда, костёр, да столовая ложка спирта на кружку горячего чая в конце дня. Впрочем, подобная проблема была отнюдь не только у одного лишь меня… Наш командир, например, на каждой стоянке заготовлял тройное против необходимости количество дров на всю группу – причём, принципиально, одним лишь топором, без помощи пилы – как выяснилось, так он согревался… Мы же с Сашей Дроздовым (оба весьма небольшого роста) позабавили всю группу тем, что никак не могли преодолеть одно узкое и глубокое место с довольно сильным течением – несколько раз вода поднимала нас на спасжелете и сбрасывала вниз вместе с лодкой… пока не пришли на помощь наши более долговязые коллеги.
     И так мы поднимались по Нётоме 4 дня… причём чем выше, тем река становилась уже, больше петляла, а главное, её всё больше загромождали завалы – которые мы уж и пилили, и рубили, и разбирали, и обносили… только что не взрывали. Когда я вернулся с осмотра очередного (пока остальные преодолевали предыдущий) командир задал свой обычный вопрос: "Ну что лучше, пилить или рубить?". На что я задумчиво ответил: "Пожалуй, всё-таки рубить". Эдик кивнув, схватив топор, решительно двинулся вперёд… но весьма быстро, ругаясь, вернулся… На что я только пожал плечами: "Топором бы ты дня за три справился. А длины пилы точно бы на это бревно не хватило"…
     В результате, вечером этого же дня (7-го с начала похода) нам было приказано разбирать лодки, сушить вещи и готовиться к волоку. Дежурными были Вадим Данилевский и Саша Дроздов. Мы выдали им три небольших, недавно пойманных окушка грамм по 150… одного из которых Вадим, чистя, упустил обратно в воду… на что народ так дружно возмутился, что Вадим (подполковник, между прочим), раздевшись, полез в реку искать упущенную "добычу" и наверное с полчаса, окончательно посинев от холода, плескался там, "подбадриваемый" советами под каким камнем ещё стоит пошарить… пока кто-то, не выдержав такого зрелища, не расхохотался.
     С вечера разобрали лодки и развесили на просушку все мокрые вещи. Командир с Данилевским после ужина отправились на разведку маршрута нашего предстоящего перехода. Пройти нужно было по тайге километра четыре на север до р. Токша и далее вдоль неё идти дальше на север до р. Подломки.
     На следующий день с утра погода была тёплая и ясная. Пройдя напрямик через глухую тайгу на север мы через км.4 вышле к речке Токше – в верховье она совсем небольшая, с низкими, местами заболоченными берегами. Дальше нам надо было идти вдоль неё по-прежнему по глухой архангельской тайге км.30 до реки Подломки. И всё бы ничего, но необычно рано из-за тёплой погоды (сушь уже стояла такая, что иногда для приготовления еды воду нам приходилось добывать поднимая дёрн на болоте) тут вылетели комары, и с каждым часом их становилось всё больше. Командир, в ответ на это, надел накомарник (см. рис.6)… А вот у нас (уверенных им ещё в Питере, что никаких кровососов в это время в этих местах быть в принципе не может) ничего подобного с собой не оказалось… Впрочем, в борьбе за жизнь народ наш издавна весьма изобретателен… Так Виталий Канаев, например, надев на голову майку приобрёл вид столь устрашающий, что не то что комары, а и все мы (включая даже командира) стали стараться держаться от него подальше.
     А на следующий день этой своей пешей "прогулки" мы начали развешивать на деревьях и кустах "лишние" вещи… которых по мере продвижения вперёд почему-то появлялось в наших рюкзаках всё больше – вплоть до кружек… Оставив которую (как и все прочие) в лесу, Саша Дроздов (майор, между прочим) нашёл взамен здоровенные лосиные рога (кг.5 весом) и так и довёз их до самого Питера (несмотря на неоднократные попытки прочих членов нашей группы "помочь" ему от них избавиться), утверждая, что когда подарит оные рога своему начальнику, тот гораздо охотней станет отпускать его в походы… но вместо этого, не успел явиться домой, как жена объявила ему о разводе.
     Так мы дошли до заброшенной деревни, в которой из жителей оказалось всего два довольно молчаливых мужика лет сорока, сказавших нам, что отсюда до строящегося на берегу реки Подломки посёлка Комсомольский идёт км.5 трасса, проложенная вездеходом… едва ступив на которую, Лёня Безнос начал медленно, спокойно и безмолвно тонуть вместе со своей огромной лодкой за плечами… а мы, глядя на это и корчимые хохотом, смогли прийти на помощь лишь когда он ушел в землю уже почти по грудь.
     В самом же посёлке нас встретил небольшого роста коренастый майор Толя и объяснил, что строят оный заключённые… большее время ловя в речке рыбу и отдыхая иными способами – поскольку из охраны у Толи был только здоровенный прапорщик–чеченец (который, впрочем, похоже, один мог, если надо, разобраться со всем местным "трудовым коллективом"), пулемёт и несколько гранат со слезоточивым газом – но и отнюдь не горя желанием куда-либо отсюда убегать или устраивать беспорядки – ибо в противном случае всех их ждало возвращение в "обычный" лагерь (откуда их и отбирал самолично Толя, сменяясь через каждые 3 месяца с другим майором, а сам при этом отправляясь отдыхать к жене, домой). Те же два мужика из заброшенной деревни, как тоже объяснил нам Толя – тоже из его подопечных… только вдобавок ещё и гомосеки… почему и отправлены на "выселок" – дабы выращивать там телят на прокорм "трудовому коллективу" и не разлагать морально остальных…
     Впрочем, нас, во избежание морального разложения его подопечных, Толя тоже попросил встать на ночёвку от посёлка подальше… За что утром (по-прежнему тайком от подопечных – чтобы не нарушать сложившееся равновесие своих с ними взаимоотношений) дал нам диметилфталата от комаров, продуктов… И, собрав лодки, мы отправились в дальнеший путь.
     Река Подломка спокойная, с низкими берегами (см. рис.7). И Данилевский с Дроздовым наперебой вылавливали из неё спиннингами здоровенных щук, пока суровый командир не приказал им прекратить это занатие и двигаться быстрей по маршруту… Впрочем, от последней хищницы весом не менее 5кг Вадим и сам не знал, как отделаться… Когда её вытаскивали из воды в лодку, щука сия сорвалась и зацепилась зубами за спас.жилет Вадима… который, взглянув ей по-пристальней в глаза, вдруг принялся судорожно отпихивать от себя чудовище обеими руками... и был очень рад, когда ему это наконец удалось.
     Вскоре мы вышли в большое, красивое Кожозеро (см. рис.8)… где на одном из островов встретили рыболовецкую бригаду, которая по весне ловит тут сетями щук и лещей, запускает их в садки, а как прилетает вертолёт – вывозит оных в Архангельск. Рыбаки выделили нам хорошую щучку на обед, порадовали свежим хлебом и отличной ухой. А на другом острове мы осмотрели остатки когда-то большого – второго по значимости на севере после Соловецкого – Кожского монастыря.
     Из Кожозера вытекает самая, пожалуй, для туристов интересная и сложная в Архангельской области река Кожа… И почти сразу же возле её истока, после коварно–тихого плёса начинается непроходимый из-за мощной струи и множества острых камней в русле, но от того не менее красивый порог Падун (см. рис.9,10). Дальше на реке также довольно много интересных порогов различной сложности, большинство порогов из которых нужно просматривать, а на некоторых порогах и устанавливать "сигнальщиков" (см. рис.11). Последний из них – Шурос (см. рис.12)… А закончили мы свой поход в Онеге… где к нам подошел пьяный мужик в зелёной фуражке и, заявив, что он из рыбнадзора, потребовал предъявить лодки для осмотра… в ответ, мы дружно послали его подальше – куда он молча и отправился.