Владимир Сибирцев – Пеший поход в августе 2003 года
Мурманская область: ст.Чупа – г.Зареченск – г.Алакуртти - г.Кандалакша
Путевые заметки - Оглавление

11.08. Воскресенье. В 030 выехали с моей ещё институтской одногрупницей Ульяной Нечипоренко из Санкт-Петербурга на поезде №11. В 2157 прибыли на станцию Чупа. Ульяна всё это время практически ничего не ела и спала на 2-ой полке. Я же смотрел в окно и болтал с соседями по вагону. Одни из них ехали до Кандалакши, другие до Ковдора (бабуся рассказывала как у них там привыкшие к порядку западные шпиёны заблудились и попались пограничникам из-за ручья, обозначенного у них на карте, а на самом деле, давно уже высохшего), третьи – до Умбы (причём женщина, как всегда, даже толком не знала, куда везёт её с сыном супруг). По крайней мере, здесь, в отличие от южных и восточных (до Сибири) изнеженных направлений никто шибко не удивлялся, куда это нас несёт вдвоём, в безлюдье, с такими огроменными рюкзаками.
    В Чупе (отойдя за жел. дорогу и направо по лесной дорожке на довольно неплохую полянку) поставили палатку, поужинали (воду я с помощью верёвки, привязанной к котелку, набрал в колодце у бани неподалёку, т.к. искать колонку не было уже светлого времени) и легли спать (хотя тому несколько и мешал грохот постоянно проходящих поездов).

12.08. Встали в 630 утра, собрались, сели в 744 на местную электричку "Лоухи–Кандалакша", доехали на ней до станции "Полярный круг" (1-я остановка от Чупы, где было видно что-то похожее на посёлок), отойдя км 3 от станции (по большой дороге назад вдоль железки, а потом направо), позавтракали у озера, подремали часок и двинулись дальше – к основному шоссе на Мурманск, а перейдя его, на Нольозеро.
    Обедали часа через 4 после завтрака на скалистом выступе у красивого озера. Потом, ещё часа через 1,5 дошли и собственно до Нольозера, где поели малины в брошенном посёлке, искупались и встали на ночёвку на красивом небольшом пляже у самой воды. Погода была солнечная, но слава богу, не очень жаркая, и комаров почти нет (хоть Ульяна и утверждает обратное… но это уж от полной к кровососущим непривычки). Только к вечеру появилась ненадолго мошка – и то во вполне умеренном кол-ве.

13.08. С утра купались. Долго собирались. Но оно и понятно – уж больно хорошо, тихо и спокойно было на озере. Погода опять солнечная и тёплая. Идём по хорошей (может, даже слишком) дороге. Перед и некоторое время после Нольозера вокруг было много озёр. Однако, потом они кончились, и обедать нам пришлось у какой-то бочажины. Потом, в р-не оз.Винча пошли частые развилки, и мне пришлось каждый раз довольно долго разбираться по какой же из них идти – особенно там, где новая дорога уводила на север, к рабочему посёлку, состоявшему из нескольких вагончиков (каждый, с прикреплённой к нему именной табличкой) и кучи дорожной техники, где и сами мужики-то толком не знали где находятся и что, собственно, тут делают, ссылаясь на отсутствие начальства, которое, как и положено в нашей стране, одно только, по их представлению, всё и знало. Насчёт последнего я, зная наш извечный Российский бардак, позволил себе тоже усомниться и, вернувшись к развилке, повёл Ульяну на юго–запад. Она чего-то нынче усталая: даже на грибы не смотрит (в противоположность вчерашнему, когда она кидалась на каждый… удивляясь, как это я равнодушно прохожу мимо даже подосиновиков… на что я отвечал, что через несколько дней и она станет поступать точно также, наевшись до отвала оными дарами природы и устав таскать лишнюю тяжесть в своём рюкзаке), ноги еле волочит… так что я под конец уже тащил её за руку, а идти пришлось, из-за отсутствия воды, аж до 23 часов, остановившись между дорогой и озером, немного недоходя Пудоса.

14.08. В р-не Пудоса лишь камни, между которыми лениво струится вода. Но я, тем не менее, нашел омуток, где поплавать (в обнимку с дохлым налимом). Зато, ещё через час хода по дороге на р.Винча – мощный порог с водопадом. Ещё через 2 ч дошли до брошенной базы геологов, где и пообедали на берегу ручья, впадающего в озеро (на западном конце базы). Отсюда по северной дороге (есть ещё одна – на запад – но нам туда не надо) 6 км до реки Кукас. Магнитное склонение я тут брал (отметив в 20 ч по солнцу, где истинный запад) +100 (т.е. на компасе надо брать –100 от азимута, отложенного по карте). На р.Кукас (влево м.500 от моста) красивый водопад. Но там, как правило, всегда кто-нибудь стоит. Так было и на этот раз. От чего с Ульяной неожиданно приключилась истерика. Пришлось ставить палатку на другом берегу реки – и то, моим волевым решением.

15.08. Весь день шёл дождь. Так что тронуться в путь удалось лишь в 14 ч (пока я готовил завтрак, насаживал заново топор, заставлял Ульяну собрать хотя бы свои вещи). За р.Кукас дорога в северо–западном направлении провела нас ещё около часа, после чего на вырубках кончилась. Там же несколько раз пыталась отстать и потеряться Ульяна. Но я не дал. Дальше пошли диким заболоченным ущельем, по обеим сторонам которого вздымались горы (кое где и курумные), а само ущелье раза 3 перекрывали озёра, на берегу одного из которых (хоть берега и болотистые, а дна не видать), чтобы поддержать совсем уже выбившуюся из сил (похоже, от беспрерывного ворчания, а также от того, что вбила себе в голову, будто в сапогах нельзя ходить по камням – беспременно упадёшь – и от того собирающуюся с духом перед каждым шагом) Ульяну, пришлось сделать обед. Затем, тем же ущельем вышли к оз.Васькиярви. Пройдя опять же по камням вдоль его берега (причём таким порядком: сначала я относил метров на 200 свой рюкзак, потом возвращался и нёс туда же рюкзак Ульяны, а она за это время чуть не ползком от страха поскользнуться проходила оные 200 м сама), с трудом уже в сумерках нашли место для палатки на склоне (причём Ульяна опять пыталась утверждать, что здесь палатку ставить нельзя – слишком круто, неровно и т.д.) и встали на ночлег. Потом долго ужинали, сушились у костра, разговаривали.

16.08. Проснулся я только в 11 ч, а вышли на маршрут мы, и вовсе, в 15 ч. Так что пошли без обеда до 21 ч. Сначала по лев. берегу вдоль оз.Васькиярви до речки, а дальше по компасу азимутом на 2950. По пути попалось несколько небольших озёр, а затем, примерно через 2,5 часа хода от Васькиярви и озеро побольше.Сегодня солнечно, поэтому мы купались несколько раз (хотя вода в озёрах и довольно холодная). Лес, по-большинству, сосновый, достаточно ровный, чистый и проходимый. Последнее озеро мы прошли на запад вдоль правого берега до конца и, перевалив через гряду, остановились на ночлег на берегу следующего маленького озерца.

17.08. Решили вновь идти без обеда, так что с выходом особо не торопились. От лагеря азимутом опять на 2950 по компасу за 1,5 часа вышли на оз.Бол.Яурлан. Дальше пошли вдоль его лев. берега, единственно, спрямив на 2900 по компасу болотистый изрезанный бухтами п-ов данного озера. Опять солнечно, а потому Ульяна только и делала, что купалась. Наконец, вышли на тропу, оттуда метров через 800 на дорогу, а оттуда ещё через 1 км на "большак" до Зареченска, по которой, ещё где-то через час дойдя до речки, а затем, по тропе вдоль ней м.800 на запад, вышли уже к бухте Иовского вдхр., где и остановились на ночлег.

18.08. Весь день шли по трассе до г.Зареченск. Обедали возле Иовской ГЭС. Когда дошли до города, магазин уже был закрыт, так что продукты пришлось покупать на частной квартире (которую я, хоть и с трудом, но нашёл при помощи массового опроса местного населения). Когда вернулся обратно к автобусной остановке (он тут ходит на Кандалакшу по будням в 7 утра, а по выходным – в 9… магазин же открыт по будням с 11 до 20 ч, с перерывом с 14 до 16 ч, в субботу – до 17 ч, а в воскресенье – выходной) к нам подошел какой-то молодой парень и давай распрашивать: кто такие, откуда, куда и зачем… Я сначала несколько возмутился – так я местной шпане всё сам про себя и рассказывай, чтобы им потом легче грабить было. Но потом Ульяна, объяснила, что это тут такой милиционер: он мол к ней, пока меня не было, уже привязывался и документ показывал. Отойдя после этого по дороге на Кандалакшу за мост через р.Иову ещё 2 км, мы встали на ночлег.

19.08. Весь день стояли лагерем на одном месте. Ульяна собирала бруснику. Я же, как всегда приготовив с утра завтрак и накормив себя и Ульяну, отправился налегке прогуляться в сторону Зареченска. По дороге налево прошел к берегу Княжегубского водохранилища – полюбовался его бухтами и островами. Постоял на мосту через р.Иову, любуясь её мощью – здесь поистине сибирской. Потом, прошёлся по самому городу и его окрестностям. Докупил уже в магазине ещё продуктов для следующего отрезка своего пути. Вернувшись, сварил обед – благо, уже светило солнце, хотя с утра шел дождь. Где-то неподалёку валили лес мужики (И чего им приспичило непременно сегодня и непременно здесь?), слышна была трасса... а у нас тут дикий сосновый лес с камнями, покрытыми лишайниками (что очень умиляло Ульяну) и брусничником. Потом я повалялся в палатке, начал дневник (до того всё как-то не было времени), за ужином поболтал с Ульяной, и мы легли пораньше спать.

20.08. Встали в 5 утра, собрались и к 7 ч вышли на дорогу. Там остановили автобус, на котором Ульяна поехала в Кандалакшу, а я до моста через р.Толванд (21 км от Зареченска). Выйдя из автобуса, я тут же у реки приготовил себе завтрак (благо, дождь, который вновь пытался начаться с утра, закончился) и в 10 ч двинулся дальше по трассе. У 25 километра свернул влево – на дамбу. Я и забыл, как тут красиво. С 1130 до 18 ч пробыл я на берегу большого горного озера, извёл почти всю плёнку, загорал, купался (благо, солнце светило почти всё время, а когда забегало за тучи, спину грел большой костёр, разведённый мной из выброшенных на каменистый берег в большом кол-ве сухих деревьев), приготовил и съел обед, просто любовался широкой спокойной водной гладью, начинавшейся почти от самых моих ног, обрамлённой горами и отражающей их и облачное небо. В общем, под конец, я до того слился с природой, что совсем рядом со мной (хотя не скажу, что я сидел, как истукан) принялись безбоязненно плавать нырки (это местные-то, вольные, осторожные, а не какие-нибудь там городские). Но пора было всё-таки идти дальше. Кряхтя, взвалил я на плечи тяжеленный свой рюкзак с полной выкладкой на 10 дней пути и двинулся по дороге (впрочем, мы с Ульяной за предыдущие дни пути достигли в своём развитии уже такой стадии, что без рюкзака оставаться, даже на час – не говоря уж про прошлый день – нам тяжелее, чем с ним – слабость, всё тело ломит – а наденешь оный рюкзак, так сразу и силы появляются и тело болеть перестаёт).
    Сначала было нелегко. Через каждый 15 минут приходилось отдыхать. Но потом дорога стала интересней… и про тяжесть за спиной как-то само собой стало забываться. Первые км 3 дорога шла по склону вдоль озера Толванд (так что было достаточно хорошо видно за верхушками деревьев), а потом свернула на юг – окончательно в горы – и пошла поворотами то вверх, то вниз среди смешанного леса, болотистых озёр в нижних ложбинах и высящихся над ними горных вершин. В 21 ч я встал у ручья. Разбил лагерь. Однако, ужин по причине усталости готовить не стал… о чём потом, ночью (холодной так, что и нос-то, высунутый из спальника, почти сразу замерзал) весьма сожалел.

21.08. Встал в 9 ч, приготовил завтрак, снова наладил клин на топоре, дописал на солнышке дневник и в 1330 двинулся дальше. Где-то в 1530 вышел к красивому озеру справа от дороги. г.Тюртойва с "лысой" верхушкой видна хорошо, но уже сзади по ходу движения. Дальше дорога вышла на хребет, и с неё то в одну, то в другую сторону стали открываться такие красивые и величественные виды на озёра и покрытые лесом горы, что я забыл и про время и про тяжёлый рюкза к за спиной… и на обед встал уже в 1830.
    В 2045 я двинулся дальше. С дороги толпами взлетают тетерева, утки, рябчики. Много развилок. Но я выбирал всегда самую сухую и наезженную колею. Виды вокруг по-прежнему чудесные. Так что встретив заход солнца в 22 ч на одной из вершин с видом на оз.Толванд, я там же встал и на ночлег, хотя воды доступной вокруг не было.

22.08. Хоть ночь была и теплее, чем вчера, спалось мне неспокойно. И не только по тому, что хотелось есть – просто, один в такой глуши – ещё как-то не совсем привычно. Да ещё всё время казалось, что вокруг кто-то ходит… И точно, наутро лосиных и медвежьих следов на дороге явно прибавилось. Собравшись, без завтрака (поскольку воды-то вокруг, в отличие от следов звериных, за ночь никак не прибавилось) в 12ч я двинулся дальше… И только в 1430 по всё столь же красивой дороге подошел наконец к мосту через протоку из оз.Толванд в оз.Ориярви. Мост этот, как оказалось, насыпан весьма основательно, так что просуществует, скорее всего, дольше, чем сама дорога, которой явно грозит зарастание березняком. На другой стороне сей бурной протоки, похоже, совсем недавно стояли туристы–водники. От них осталось много печенья и банка с тушенкой, которые я и успел прикарманить раньше местных зверюшек, одна из которых (норка) долго крутилась возле меня, когда я уже доедал свой "завтрак" (из риса, макарон, грибов, собранных по дороге, и найденной тушенки). Зверёк сей прыгал по камням у входа на мост, плюхался там в лужи, охотясь за мелкой рыбёшкой, и не желал обращать на меня никакого внимания (в отличие от городских собак, воробьёв и т.д., которые только и знают, что попрошайничать). Впрочем, на последнем я и не настаивал.
    В 1830, отдохнув как следует, я двинулся дальше. Дорога после моста пошла гораздо более наезженная (ещё бы, через мост этот ни одна машина не пройдёт). На 1-ой большой развилке я пошел направо, а на 2-ой – налево. Где-то до 2030 особо интересных видов не было. Но потом дорога снова пошла вверх, да ещё стала приближаться к г.Вайтитундра. Лагерем я встал в 22 ч под самой горой (лучше бы минут за 15 до того – у ручья). Воду удалось набрать в болотце метрах в 200 слева от дороги (из-за леса не видно, но судя по карте, тут где-то неподалёку должны быть ещё речка или озеро). Ужин (а заодно, и порцию на завтрак) с остатками найденной тушенки я сготовил уже в темноте (в 23 ч стемнело уже очень основательно, в отличие от того, что было ещё неделю назад) и в 1ч ночи наконец лёг спать.

23.08. Встал я в 10 ч, позавтракал и полез на гору Вайтитундра. До вершины добрался минут за 40. Было весьма жарко. Да ещё мелкий, густой, начинающий уже желтеть березняк на склоне… И дали, затянутые густой синевой. Но хоть скал серьёзных по пути не было. А как добрался наконец до вершины, так я и вовсе обо всём позабыл… Свежий ветерок. Осенняя, окрашенная в разные цвета тундра. Пологие, но от того не менее дикие каменные уступы… И дали – горные, лесные, озёрные – км на 50 во все стороны (кстати, как видно отсюда, от болота, где я набирал на ужин и завтрак воду, действительно, ещё метров через 300 по лесу – озеро). За всем этим, пробыл я на вершине ещё часа 2; видел орланов с белыми зеркальцами на крыльях; военные вертолёты (пролетавшие по направлению к Алакуртти весьма низко – почти на одной высоте с птицами)… А тем временем, откуда-то сзади, из-за дымки, погромыхивая, стала приближаться гроза.
    И я поспешил вниз, к лагерю. Там приготовил обед, собрался и в 19 ч двинулся наконец в путь. А тут, как раз, начался и дождь (продолжавшийся с перерывами до глубокой ночи). В 21 ч я вышел к реке Тумче. Здесь она спокойная и шириной метров 300. Однако, дорога, в разрез с картой, не переходит её, а идёт вверх по течению левым берегом. Идти пришлось до 22 часов, поскольку приличные площадки попадались только на узкой полосе между дорогой и рекой, а стоять лагерем совсем уж на виду мне не хотелось (и так весь день мимо меня летали вертолёты и ездили по дороге машины, в основном с военными, которые ещё, чего доброго, решат, что я подобрался слишком близко к их любимой границе, и следует меня, вследствие того, заарестовать). Справа же от дороги тянулось непрекращающееся залесённое болото… в котором я, вконец озверев, в сумерках, под дождём и поставил сначала тент, а под ним уже и палатку… И оказалось всё не так уж страшно: и кочки мшистые уминаются, и баган рвётся и т.д. и т.п… Единственно, чего я делать не стал – это ужина.

24.08. Встал в 8ч. Пока завтракал, родилась у меня идея рассказа. Начал писать. В результате, в путь двинулся лишь в 13ч. Дорога – песчаная, ровная, освещённая солнцем – так и шла вдоль лев. берега Тумчи до самого Алакуртти. Вокруг уже полным полно жёлтых берёз. Тумча по-прежнему широкая и спокойная. Писал на ходу, поэтому до 16ч прошел, как и не заметил. Пообедал и снова двинулся в путь. К 20ч подошел к Алакуртти. Здесь сплошные военные, вездеходы, вертолёты, злые овчарки. Когда я спросил, как отсюда ходит поезд, женщина, ответив, что никак – в смысле, давно уже не ходит – подозвала свою овчарку и поспешила от меня прочь, будто и впрямь, от злостнейшего диверсанта.
    – А как же и куда тогда отсюда можно выбраться? – всё не желал успокаиваться я.
    – На автобусе, в Кандалакшу – ответила женщина, прибавляя ходу.
    – А как он-то тут ходит?
    – В 630 утра, – уже совсем издалека, переходя почти что на бег, прокричала женщина и скрылась за насыпью.
    После этого я решил больше окружающих дурацкими, на их взгляд, вопросами не беспокоить; самостоятельно, уже около 22 ч, нашел магазин; докупил в нём продукты на оставшую часть пути и долго ещё плутал по посёлку, пытаясь найти из него дорогу, идущую хотя бы приблизительно в нужном мне направлении (в смысле, по-прежнему, вдоль лев. берега р.Тумчи; поскольку решил не заканчивать здесь свой поход, как первоначально собирался, а пройтись ещё пешком дальше). Но все выходы из Алакуртти (кроме того, по которому я пришел) были перегорожены заборами или блокпостами. Так что, когда мне удалось наконец к 23ч выбраться в лес, я был доволен донельзя, поставил уже в сумерках палатку и опять без ужина лёг спать.

25.08. Ночь была, не в пример вчерашней, холодная. Но зато, весь день солнце. Встав в 8ч, я без завтрака (поскольку воды вокруг не было) собрался и лесом же пошел в обход заставы. Впёрся в какое-то жуткое болото. Потом, через сопки... Но к 12ч я всё же вышел на требуемую дорогу, отойдя с которой к реке, приготовил завтрак… как оказалось, под самым носом у очередной погранчасти. Потом, с 14 до 2030 сторожко шел по большой дороге – как слышал машину, залегал в лесу, где продолжал писать повесть. Наконец, уже под вечер дорога отошла от реки и стала подниматься в большую гору. Тут, естественно, машин не стало; поскольку за просто так в такую гору не полезешь. С перевала, хоть и залесённого, видны были назад дали, аж далеко за Алакуртти. Кругом полно корявых жёлтых берёз. Справа видка близко большая гора со скалистой вершиной. Небо затянуло тучами. Наконец, на самой вершине, перейдя ручей, вытекающий из болота и отойдя от дороги, я встал на ночлег, приготовил перловку себе на ужин и на завтрак и до 130 при свете костра продолжал писать свою повесть.

26.08. С утра пасмурно. Встал в 930, позавтракал и снова сел писать. В результате, в путь тронулся в 17 ч, после обеда. На большой развилке сначала пошёл налево, но потом пришлось вернуться, чтобы не уйти прямиком в Финляндию. Ночевал у ручья в р-не горы Кеткойва.

27.08. Шел без обеда, с трудом разбираясь в развилках. А под конец дня дорога, и вовсе, чуть не пропала, всё норовя увести меня на север, а не на восток, как бы ей тут уже следовало… потом снова стала получше… но когда она опять повернула аж на северо-запад, я не выдержал и сошёл с неё в лес.

28.08. Состояние полного просветления. Через 3 дня надо выходить к автобусу. Напрямик туда по горам никак не меньше 30км. А я сижу себе посередь леса; пишу после завтрака целый час (а накануне, у костра аж до 2ч ночи) свою повесть и никакими прочими проблемами (включая совсем свежие медвежьи следы, встреченные вчера отсюда неподалёку) нисколько не озабочен… Наконец, дописав очередную главу, я встаю, одеваю рюкзак и по азимуту на юго–восток двигаюсь дальше. Где-то через км, однако, снова встречаю всё ту же дорогу и иду по ней уже в южном направлении… за что и оказываюсь вознаграждённым; ибо дорога моя, наконец, плавно поворачивает на восток. Начинается дождь. В р-не горы Коутамотунтури готовлю себе обед с рисом и белым грибом, найденным на дороге… Да, белый гриб – это тебе даже не подосиновик – совсем другой вкус. Каша грибная осталась даже на ужин. Снова из-за туч вышло солнце. Дорога красивая, поросшая травой. А кругом сплошь жёлтые берёзы, болота, полянки… Так что 2 часа до ужина иду и любуюсь; а после, в темноте, у костра до 2 ч ночи продолжаю писать свою повесть.

29.08. Почти сразу после завтрака приходится вброд переходить холоднющую реку, шириной метров 20, вытекающую из озера Репоярви… да ещё дважды одну и ту же, вместо того, чтобы просто обойти по берегу. Вследствие того, благо никто не слышит, во всю глотку кляну себя, того, кто так проложил дорогу и т.д. и т.п. И как ни странно, сиё помогает – как в плане общего поднятия настроения, так и просто для сугреву. Ещё 2 часа иду среди красивейших болот и осеннего леса. После чего, наконец, не выдерживаю, оставляю рюкзак и направляюсь налево к горе, что одним большим, монолитным, серым булыжником торчит из очередного болота. Вблизи, однако, сия гора оказалась всё же россыпью камней; но на которых, действительно, ничего не росло. И вид сверху на горные осенние дали открывался настолько дикий и дальний, что сам себе удивляешься: "И я отсюда думаю куда-то выбраться? Один? Да чуть ли не завтра? Да как я сюда, вообще, умудрился забраться?". Мимо неспеша прошел заяц и скрылся меж камней, взглянув на меня напоследок, да так спокойно, по-деловому (мол, во, ещё один из наших), что я понял и медведей, обходивших нас (в смысле, меня, зайцев и прочую местную живность) стороной (рассуждая, по-видимому – и с полным, кстати, на то основанием – что нормальным ни людям, ни зверям тут делать нечего, а ненормальным, на всякий случай, лучше держаться друг от друга подальше – по крайней мере, до тех пор пока уж совсем нужда не припрёт), и тетеревов (коих кругом толпы, и которым при моём приближении лень даже улетать с дороги – только когда чуть ли не пнёшь их ногой, отойдут лениво метра на 1,5 и смотрят, недовольно квохча и вытягивая шеи – мол кто тут и какого рожна, спрашивается, шляется, да ещё требует и дорогу ему уступать?). Ещё на вершине из камней сложены какие-то явно рукотворные сооружения со входом и стенами (прямоугольником высотой метра 2)… только что без крыши. Вид у них такой, будто стоят они тут не иначе, как с прошлого тысячелетия.
    Поход на вершину и обратно занял у меня 3ч. Ещё же через час дорога подвела меня к плато, обозначенное на карте как "562м". И тут вид совершенно иной: безлесая каменистая равнина, поросшая ягелем, мхом и кустарником, длиной км.4 и шириной км.1,5; с которой видны три "Каменных горы", озёра Верхний и Нижний Верман, дорога, по которой я иду (она проходит почти по краю плато) и даже, вроде бы, кусочки озёр Тованд и Толванд. Здесь я провёл ещё 2 часа. Солнце село за дальние вершины. И я тут же и заночевал – возле дороги, у небольшого, прозрачного дождевого озерца, от которого тоже открывался вид на горные дали (поскольку вокруг растут только низкие, чахлые берёзки, доведённые никогда тут, похоже, некончающимися ветрами и прочим суровым микроклиматом до прочности дуба – так что даже топор от них отскакивает, звеня, а уж сломать даже самую тонкую веточку голыми руками, и вовсе, безнадёжное дело).

30.08. Весь день шёл дождь. Встал я в 830 утра, но под нескончаемым дождём и ветром еле сумел развести костёр и приготовить на нём завтрак (мало того, что дрова плохо горели, так ещё и то тепло, которое они при этом выделяли всё время сдувало куда-то в сторону – мимо котлов – так что мне даже пришлось возводить из камней отражательную стенку), так что в путь вышел лишь в 12ч. С 16 до 19ч под ёлкой готовил обед (тоже с весьма большими трудами). На дорогу, по которой, судя по карте, от Алакуртти до Кандалакши должен ходить автобус вышел уже в темноте, около 22ч. И показалась она мне при этом какой-то уж больно узкой, да к тому же ещё и грунтовой. Тем не менее, я лёг поскорей спать без ужина, чтобы завтра встать в 530 и попробовать поймать автобус.

31.08. Встал я утром, как и намеревался, собрался ещё под дождём, вышел на дорогу… И по свету точно уверился, что автобус здесь ходить не может. Вернее, наверное, может – если это мазовская вахтовка – но чтобы от Алакуртти на Кандалакшу шла только такая дорога (когда-то, возможно, и бывшая большой и вполне приличной, но сейчас, явно, давно заброшенная) – ни в жисть не поверю! Ну что ж, делать нечего. Дойдя до реки Каменной (шириной метров 50, если не больше) я стал готовить завтрак.
    Ветер. Дров мало, а те, какие есть – сырые и только берёзовые. Собирая их и краем уха слушая не идёт ли автобус (ибо чего на свете не бывает) я сам на себя ворчал, что костра из такого хлама, да по такой погоде ни за что не разведу, а если и разведу, так ничего на нём не приготовлю. Однако, уж больно кушать хотелось… И огонь занялся почти сразу (ну подумаешь, разок потухла береста и в дело пришлось пустить оргстекло) и, на удивление, вполне жарко и хорошо. Тем не менее, дальше в путь я двинулся лишь в 11ч – пешком по дороге, на восток, в надежде, что уж когда она пересечётся с трассой из Зареченска, то точно можно будет сесть на какой-нибудь автобус… А если и не пересечётся, то всё к Кандалакше ближе – так что, в крайнем случае, дойду до неё и пешком; пусть и с опозданием на несколько дней (и это при том, что я и так уже опаздывал на работу на неделю, продукты кончались, да и вообще, отпуск удалось взять только на свой счёт – однако, после того сколько я здесь уже прошел – а в особенности, один – масштабы времени и расстояний, и вообще, взгляд на жизнь у меня в немалой степени изменились – ну подумаешь, начальство будет ругаться – не убьёт же, в конце-то концов; и даже, скорее всего, не уволит, а лишь накажет деньгами – деньги же тут, в Заполярье, на Кольском п-ве казались лишь далёким и ненужным миражом – хотя, интересно, как бы без них я добрался до того же Питера – но это уже от Кандалакши, а она отсюда тоже казалась ещё весьма далека). И точно, к 17ч без обеда (только ключевая вода, да найденный на дороге – видимо, подброшенный в заботе обо мне Высшими силами – пакет с печеньем–курабье) я вышел на асфальтовую магистраль, по которой уж раз-то в 10 минут точно проезжала какая-нибудь машина.
    Вроде бы и устал (ведь, км.25 одолел уже сегодня – не меньше) так, что один раз даже, задремав на обочине и потом проснувшись через несколько минут, пошел по дороге в обратную сторону… и долго бы шел, если бы не компас. Можно бы и остановиться на ночлег, в ожидании утреннего автобуса. Но кругом вздымались такие горы!.. Да окрашенные осенью, как я давно мечтал. Так что, в результате, прошел я по шоссе ещё км.10, и на ночлег встал лишь в 20ч, у притока реки Рябины. Левая нога и правая лопатка болели ужастно; костёр опять никак не хотел разгораться… а я, на манер замерзающего Скотта, всё равно был доволен и счастлив – ибо перед глазами всё ещё стояло увиденное сегодня.

01.09. Встал в 6 утра; позавтракал под дождём холодными рисом с чаем, оставшимися от ужина; и снова двинулся в путь, чтобы успеть до автобуса увидеть ещё хоть что-нибудь. На автобус от Зареченска сел уже после реки Канды, когда до Мурманского шоссе оставалось всего 18км. Понравилось название ещё одной реки, которую мы проехали – Кумжа – вот уж где ловить красную рыбу. В Кандалакшу, на станцию приехали в 1130, и мне сразу же в кассе выдали билет на поезд №21, отправляющийся в Питер сегодня же в 1358 (и прибывающий, соответственно, завтра в 1235); да ещё и спросили, какие места я предпочитаю – верхние или нижние, но боковые (вот это человеческое отношение, а то обычно суют, не глядя – мол, радуйся, что вообще что-то дали). Заметив рядом трёх девушек с кучей вещей, я спросил, какой они ждут поезд. Оказалось, что тот же самый. Тогда, оставив под их приглядом рюкзак, я пробежался для начала по магазинам – закупить себе еды в дорогу (я не любитель, как некоторые, впадать на всё время пути в летаргический сон), а потом немного по городу.
    Всего в 10 минутах ходьбы от станции (вдоль ж/д путей к Мурманску) открывается удивительный вид. Дома кончаются у обрыва. Дальше (м 100 вниз) высохшее, полне камней русло реки Нивы шириной м.300. А за ним горы – настоящие, которые даже Ульяна не посмела бы назвать сопками – верины которых – где залесённые, а где и безлесые – скрываются клубами дождя, лишь иногда проглядывая в его разрывах. Красив и вид на Кандалакшскую губу Белого моря – изрезанную, окаймлённую горами, с островами. Сев в поезд я, первым делом, переоделся (кичатся своим бродяжьим видом лишь салаги); приготовил наконец-то горячий обед; часа два проболтал с попутчиками (тут опять-таки – не то что в Центральной России – с полным пониманием отнеслись к моему многодневному одиночному путешествию с рюкзаком по горам и долам), а затем засел за дневник (до которого последние несколько дней всё никак не доходили руки); когда же дописал его, взялся продолжать повесть (поскольку, хоть и встаю уже 2 дня весьма рано, спать, всё одно, неохота). И тут вдруг в 1930 на подъезде к Беломорску вагон наш, поставив под 450, как тряхнёт раз, да другой, что вещи с полок посыпались, а один молодой кадет даже расшиб себе нос.
    Оказалось, на подъезде к станции, когда поезд на хорошей скорости стал проходить парную стрелку, вагон перед нами (№2) сошел с рельс. Часа 1,5 его отцепляли, а пассажиров расселяли по другим вагонам. Потом неповреждённый состав оттащили на другой путь, подцепили вновь локомотив, и мы продолжили движение. Хорошо ещё, что всё это произошло возле станции, где дополнительных путей вдосталь. Иначе, уж и не знаю сколько бы у нас времени заняли восстановительные процедуры. Жертв тоже, вроде, особых нет, кроме разбитого носа кадета, пары бутылок водки, рассыпанных яиц и т.д. И тем не менее, у нас с мужиками до полуночи только и разговоров было, что о всяких авариях, ЧП и т.п.; проводники во всём составе спиртом снимали с себя стресс (так что вскоре уж ни один не мог подняться); а один из геологов, не иначе как с перепугу, вымыл весь вагон, вместо пьяных проводников.

02.09. В 14ч (вместо 1235) прибыли наконец в Питер… Чему я, надо сказать, не шибко-то и обрадовался (привык уже как-то бродить сам по себе); но делать нечего, вышел и под встревоженные вопросы встречающих: "Где, где же у вас 2-ой вагон?" (а нет, шалишь, так в Беломорске и остался), – двинулся к метро. Тут жара, солнце светит, "местные" (а я уж себя за время похода вроде как к северянам причислять начал) в одних рубашках с коротким рукавом (или там блузках) бегают – ну, чисто, курорт, Чёрное море. А мы – "с северов" – к такому непривычные – все в свитерах (там-то уж осень в разгаре) и не бегаем – ступаем по земле неторопливо, но твёрдо. Всё после недавней северной суровой дикости кажется каким-то мелким и несущественным. Даже пока я от вокзала до дома добирался, два мужика каких-то успели за место сидячее в трамвае подраться, и собака облаяла… Это меня-то, которого даже суровые северные медведи сторонились (как, впрочем, и я их). А уж если биться с кем ни то, то за место под солнцем, а никак не за то, чтобы лишние 10 минут просидеть на стуле…
    Однако, уже на следующий же день и меня стала потихоньку затягивать эта мелкая суета… В частности, когда я явился на работу, мне даже слова не сказали по поводу того, что я лишнюю неделю гулял по Кольскому, но заявили, что через три дня нужно лететь в командировку в Красноярск – поверять станцию экологического мониторинга атмосферы, каковые я до того только краем глаза и видел. Ну что ж, надо, так надо. Но это уже другой рассказ.