28 февраля 2011 года я был в Русском Географическом Обществе на встрече с В.С. Кетовым. С виду это был ничем не примечательный товарищ (взлохмаченный, рыхловатый, с брюшком) - никак не подходивший под образ выдающегося путешественника. Но выдающиеся люди - они потому и выдающиеся, что выходят за рамки привычных представлений.
Родился Владислав Степанович в 1949 году в Свердловске. В 30 лет переехал в Ленинград. По "основной специальности" - художник (вернее, судя по тем его "художественным" работам,которые мне довелось увидеть - весьма средний рисовальщик), искуствовед и дизайнер по интерьерам (думается мне, тоже весьма средний).
Но когда в 1983 году Кетов совершил своё 1-ое "большое" одиночное велопутешествие (из Ленинграда в Свердловск)... то не удовольствовался сим (как большинство обычных людей)... а загорелся идеей стать "самым выдающимся путешественником в мире" - объехав на велосипеде по периметру все 4 основных материка (Евразию, Африку, а также Северную и Южную Америки). И не просто загорелся - а стал последовательно воплощать эту идею в жизнь.
Так, в 1988 году он запатентовал её в советско-американском фонде "Культурная инициатива". Затем, собрал (как смог) велосипед - для дальней дороги, вроде как, более-менее подходящий... И 14 мая 1991 года выехал на нём из Питера вдоль Фин.залива - к границам Польши.
Там Кетов 3,5 месяца добивался визы для выезда в Германию. В результате чего, продолжить свой путь смог лишь в августе... и до зимы, двигаясь вдоль морских побережий, добрался лишь до Парижа - где и остался зимовать на 4 месяца. А также, зайдя как-то в американский веломагазинчик (с французами бы это не прошло), чтобы поменять заднее колесо на своём велосипеде... и рассказав, по случаю, зачем ему это надо - получил в подарок новый велосипед.
На котором, весной 1992 года продолжив своё путешествие - Кетов обогнул вдоль морских побережий оставшуюся часть Европы. И двинулся вокруг Африки... от Египта - на запад... а затем - на юг - до Кейптауна (столицы ЮАР). Где прожил ещё 4,5 месяца (отдыхая... визы добывая... деньги на дальнейший путь зарабатывая - рисованием и т.д.... а заодно, новый велосипед от американских велопродавцов в подарок получив). На этом отрезке пути В.С.Кетову немало стран воюющих встретилось. Но не пропустили его только через Ливию. А в остальных странах, при встречах солдатнёй (а там во многих местах автомат Калашникова - является необходимой принадлежностью любого "мужчины" - от 10 до 70 лет включительно... и не важно, что не все умеют с ним даже должным образом обращаться - главное, чтобы оная принадлежность у них была) он сразу старшего офицера требовал. А те, начиная от подполковника - все в России обучались. И потому, и по русски все говорили, и повспоминать с ностальгией молодость свою были даже рады. Сам же Кетов до самого конца своего путешествия изучением языков многочисленных стран, через которые он проезжал, шибко не заморачивался (обходясь 10-15 словами самыми необходимыми и вариантами интонаций... жесты-то одни и те же в разных культурах могут совершенно по разному восприниматься)
Затем, Кетов обогнул оставшуюся часть Африки уже по восточному побережью. А оттуда вдоль Евразии по южному её побережью отправился (где иранские пограничники, например, долго спорили - по какой дороге Кетов от них в Пакистан сможет въехать... а в самом Пакистане при этом вообще пограничников Кетов так и не нашел - должно быть, они все в это время "стажировку" в Афганистане проходили).
Но Когда доехал до Владивостока - дальше на север вдоль Евразии дорог не оказалось. И потому, Кетов на теплоходе отправился в Северную Америку - в Ванкувер. Там сам уже собрал очередной велосипед (потратив на это больше 2000$). И проехал на нём, по-прежнему вдоль морского побережья, сначала на юг - до мыса Горн и острова Наварино (самой южной точки Южной Америки)... а оттуда на север - до Квебека в Канаде.
Дальше на север вдоль восточного побережья Сев.Америки дорог снова не оказалось. Так что в ноябре 2000 года Кетов "общественным транспортом" вынужден был вернуться в Питер. В результате чего, на преодоление вышеописанных 130 тыс.км - с пересечением 90 стран и 8 зон боевых действий (Югославия, Ближний Восток, Западная Сахара, Ангола, Мозамбик, Северо-Восточная Африка и Аравийский полуостров, Камбоджа, Колумбия) - у Кетова ушло 9,5 лет. При этом, на пути Кетовым были преодолены - пустыни: Синайская, Западная Сахара, пустыня Намиб, Восточная Сахара, Аравийская пустыня, Наска, Атакама и другие аридные зоны... горные районы: Пиренеи, горное побережье Южной Европы и Малой Азии, горы Атлас, береговые нагорья Намибии и Южной Африки, береговые хребты Тихоокеанского побережья Северной Америки, горы Гватемалы и Никарагуа, Анды (в т.ч. в последних 5 раз горные перевалы были выше 3000м)... значительная часть путешествия проходила по гравийным, грунтовым дорогам и бездорожью... по ходу путешествия пришлось преодолевать многие сотни рек и других водных преград, в том числе несколько наводнений.
В Питере у Кетова любимый его велосипед украли - так что пришлось собирать новый. На котором Кетов после ещё проехал в 2005 году за 3 месяца 9200км от Мурманска вокруг Скандинавии... в 2006 году за 1,5 месяца 3350км вдоль западного побережья Аляски...... пытался вдоль арктического побережья нашей родины пробраться (Но пройдя от Мурманска до Ямала 800км пешком... а остальное - на различных видах транспорта. Понял, что для путешествия по этому региону ему нужны - либо существенно иные походные навыки... либо другие средства передвижения)... после чего, в 2010 году замкнул пока, как смог, контур по Евразии - проехав на велосипеде 10600км от Питера до Владивостока не по побережью, а по дорогам вдоль ТрансСиба (после чего, в "активе" Кетова набралось уже 165 тыс.км., прокаченных в одиночку)... а в следующем году собирается замкнуть контур и по Северной Америке - проехав через Аляску тоже пока не по побережью, а напрямик.
Подробней обо всём этом можно узнать на сайте В.С.Кетова - ketov.ru