Описания Витима разных авторов |
1. р.Витим – Общее описание 2. отчёт Челябинцев (о сплаве по р.Витим от п.Романовка до г.Бодайбо) |
Река Витим – 1200км за 20 дней в июне–августе – IV к.с.
Витим, одна из самых больших рек Восточной Сибири, начинается на склонах Икатского хребта, огромной дугой охватывает с востока Витимское плоскогорье и, перерезав Южно–Муйский и Северо–Муйский хребты, впадает в Лену.
В отличие от большинства рек, описанных в этой книге, на Витиме существует развитое судоходство, и при желании все 1200км можно проплыть на попутных баржах. В начальный пункт – село Романовку добираются на рейсовом автобусе из Читы, а также на самолете из Читы или Улан-Удэ. В Романовне найти лес для плота трудно.
Для сплава на туристских судах Витим удобно разделить на ряд участков. От Романовки до устья Каренги ширина реки не превышает 100м, валов почти нет, в русле много камней, опасных для оболочки байдарок. На этом участке имеется несколько шивер, среди которых выделяется Курлуктинская, расположенная перед впадением правого притока – Конды, и шиверы, объединенные общим названием "Шипишки" (они начинаются за 15км от поселка Бугарихта и тянутся 50км). На следующем 100-км отрезке Витима, до впадения Каренги, серьезных препятствий нет.
За устьем Каренги русло расширяется, появляются заросшие лесом острова, при высокой воде начинает чувствоваться вал. В пределах Бамбуйской котловины течение замедляется, в протоках между островами много неглубоких перекатов. За устьем Бамбуйки расположен одноименный поселок, связанный авиасообщением с Читой и Улан-Удэ. В 10км ниже поселка долина становится каньонообразной, русло сжимается до 200м, берега – скалы или уходящая в воду крупнокаменистая осыпь. Начинается самый трудный для сплава на туристских судах отрезок Витима.
Сложность препятствий здесь сильно зависит от уровня воды в реке, а уровень этот быстро и значительно меняется. Тут расположены мощные и длинные (более 1км) шиверы-пороги: Большая Коса, Широкая речка. Верхняя Тузалинская, Нижняя Тузалинская, Тулдунская, в 500м ниже старого прииска – Многообещающая Коса, Сивак, Таксимская и Ивановская. В центре всех перечисленных шивер крупный, беспорядочный вал, препятствия преодолеваются с края, легче в высокую воду, когда закрыты прибрежные камни и больше места для маневра.
Прорвавшись через Южно-Муйский хребет, Витим вступает в пределы Муйско–Куандинской котловины. Появляются далеко уходящие в сторону протоки, острова, течение замедляется. Здесь расположено несколько поселков, самые значительные – Неляты и Усть-Муя, на другом берегу. В этих местах Витим пересечет трасса БАМа. Станция получит название Витим.
На выходе из котловины река прорезает отроги Северо-Муйского хребта. Примерно через 10км ниже левого притока - Парама непроходимый для туристских судов Парамский порог. Река с невероятной силой бьет в утес левого берега, затем, образовав гигантские валы, высотой более 3м, наваливается на скалы правого берега. Баржи через Парамский порог проводят катера, которые благодаря силе моторов успевают пересечь струю и миновать валы в центре. Обнести порог длиной около 2км можно по правому и левому берегу; по левому - путь длиннее (около 10км), но тропа лучше.
За Парамским порогом характер Витима опять меняется: возрастают уклоны, плесы отсутствуют, течение в основном плавное, но очень быстрое. Здесь имеются шиверы Чертов Заездок, Янгудская, Падоринская верхняя, Падоринская нижняя. Примерно в 18км ниже Падоринской шиверы Витим разделяется на 2 протоки. В конце левой расположено уникальное препятствие – Венчальное улово – 2 огромных, крутящихся в разные стороны водоворота.
Рассказывают, что плоты или безмоторные большие лодки могут сутками крутиться в этих уловах. Миновать Венчальное улово можно по маловодной правой протоке.
Далее вплоть до Делюн-Оронского порога препятствиями являются высокие валы и несложные шиверы, которые в высокую воду почти не заметны. Справа, отделенное от Витима километровой протокой, остается крупное красивое озеро Орон. Делюн-Оронский порог представляет собой сброс с плиты по всему руслу реки (высота сброса 1,5–2м). У левого берега есть место шириной около 40м, где плита обрывается вниз менее круто, – здесь и проходят катера и баржи. Возможность сплава на туристском судне через порог сомнительна. В обход порога у левого берега имеется протока, пересыхающая только в очень малую воду.
За порогом расположена небольшая шивера. На обоих берегах раскинулось село Амалык. Далее вплоть до Бодайбо серьезных препятствий нет, река течет плавно и величаво, в русле много островов. От поселка Нерпо начинается регулярное пароходное сообщение с Бодайбо.
Город Бодайбо интересен тем, что в середине прошлого века был столицей огромного золотоносного района, здесь появилась одна из первых в России железных дорог и одна из первых гидроэлектростанций. В Бодайбо есть Краеведческий музей. Отсюда на самолете можно улететь в Иркутск или проплыть на теплоходе до Усть-Кута.
Витим – крупный правый приток реки Лена, одна из самых диких и своеобразных рек Восточной Сибири. Большой знаток края академик В.А.Обручев писал, что Витим гораздо своевольней, величественней и внушительней, чем ленивая Лена.
Полная длина реки 1978км. Рождается она на восточных склонах Икатского хребта. В самых верховьях носит название Витимкан. В переводе с эвенкийского "кан" – маленький, т. е. Маленький Витим. Собственно Витим образуется при слиянии Витимкана с рекой Чина, стекающей со склонов Ципиканского массива. Витим на пути к Лене, огибая Витимское плоскогорье и вкрест пересекая хребты Станового нагорья, несколько раз резко меняет направление течения: северо-восточное (в самых верховьях), южное (после впадения Чины), восточное (после слияния с рекой Заза)… ниже впадения Каренги река течет на север (с некоторыми отклонениями).
Прежде чем начать описание Витима, необходимо предупредить будущих путешественников – пусть их не обманывают его относительно малые удельные падения (в среднем 0,7м/км). Витим – река технически сложная, с разнообразнейшим набором естественных препятствий. Трудности плавания по нему рождены огромной массой воды, которая проносится во время летне-осенних дождевых паводков. Они следуют по Витиму один за другим, приходя то справа, то слева по его крупным притокам. Редко, когда паводок охватывает сразу несколько притоков. Можно с уверенностью утверждать, что плавание по такой реке, как Витим, интереснее, чем на многих других реках, имеющих большие удельные падения.
По своим физико-географическим характеристикам Витим может быть разделен на следующие участки: (1) истоки: 501 км; (2) верхнее течение: село Романовка – устье реки Каренга (411 км); (3) среднее течение: устье р.Каренга – город Бодайбо (776 км); (4) нижнее течение: г.Бодайбо – р.Лена (290 км).
Основной интерес для туристов–водников представляет верхнее и среднее течения Витима. Для более подробного ознакомления с рекой и установления границ, где происходит изменение ее характера, реку можно разделить, в зависимости от водной обстановки и условий плавания, на несколько участков:
(1) село Романовка – устье реки Ингур;
(2) устье Ингура – устье реки Каренга;
(3) устье Каренги – устье реки Бамбуйка;
(4) устье Бамбуйки – Парамский порог;
(5) Парамский порог – Делюн-Оронский порог;
(6) Делюн-Оронский порог – город Бодайбо.
Что касается участка от истоков до села Романовка, то Витим здесь имеет характер небольшой горной реки, режим которой целиком зависит от летне–осенних дождей. Общее падение на участке 835м, что дает среднюю величину уклона около 2м/км. Река очень узкая, маловодная. Русло стеснено крутыми склонами гор, часто сплошь покрытыми осыпями. Много прижимных утесов. Пересекающие реку скальные гряды образуют пороги, а россыпи каменей в русле – мелкие перекаты и шиверы.
От места слияния Витимкана и Чины в Витиме достаточно воды, чтобы плыть на байдарках или надувных судах. Но использование всего этого участка для туристских путешествий весьма проблематично из-за трудностей попадания в верховья реки и большой вероятности длительного маловодья.
У села Романовка Витим, подойдя к отрогам Яблонового хребта, сворачивает на северо–восток и становится более спокойным. Отсюда это уже надежная река для сплава на любых туристских судах.
Здесь и дальше цифры в скобках после названия притока означают примерный километраж от устья основной реки.
Село Романовка – устье реки Ингур (левый приток, 1359км) – 118км
Первые 35км туристы встречают только мелкие каменистые перекаты и небольшие шиверы. Берега круто спускаются к воде. Много живописных скальных обрывов. Река идет одним руслом, без островов. Ширина 80–100м. Плыть надо все время по главной струе.
На следующих 25км насыщенность шиверами растет. Проходы среди камней становятся уже, местами вообще невозможно разобраться в их лабиринте. Такие шиверы опасны для байдарок, катамаранов и надувных лодок, для людей здесь угрозы нет. Всегда вдоль берега можно осуществить проводку. Для плотов этот участок при малой воде непроходим (малой водой здесь называют расходы при горизонтах, лежащих на 1,5м и более ниже уровня, при котором начинается сплав карбазов).
В большую воду, при горизонтах, близких к сплавному, река преображается. Мелкие и несложные шиверы становятся бурными и опасными. Скорости на них достигают 15–17км/час.
Дальше идут 25 наиболее трудных километров этого участка Витима. Здесь расположены 4 относительно сложные шиверы.
Первая из них – Жиктондинская (ш-1), длиной около 2км. Состоит из двух гряд камней. Расставлены они свободно, и проход определяется легко. Следом за ней через 4км идет шивера Маректинская (ш-2), занимающая в общей сложности около 5км. Она образована тремя грядами камней, пересекающих русло от берега к берегу. В малую воду волнение не более 0,5м. В 5км от последней гряды, за крутым левым поворотом реки идет третья, пожалуй, самая неприятная из-за множества камней, шивера Курлуктинская (ш-3). Хаотически загромождая русло, они образуют настоящие лабиринты, движение сквозь которые требует постоянного внимания и осторожности. Заканчивается участок несколькими грядами Ингурской шиверы (ш-4), лежащей прямо в районе устья Ингура.
Вся эта серия преодолевается в основном по главной струе. Для плавания через Курлуктинскую шиверу необходима предварительная разведка. Кроме перечисленных, на этом участке есть еще много небольших шивер длиной от 100 до 1000м, которые проходятся сходу, хотя на них возможны удары и посадки на камни. Все шиверы, как правило, разделены между собой глубокими неподвижными плесами, где плавание резко замедляется.
Для описанного участка Витима практически нельзя дать рецепта прохождения естественных препятствий. Все они настолько чувствительны к колебаниям горизонтов, что водная обстановка на шиверах может меняться в течение нескольких часов.
Намечать варианты и тактику преодоления препятствий участка каждой группе придется самостоятельно в зависимости от конкретных условий. Отметим только, что при большой воде, с горизонтами, близкими к сплавному, а тем более превышающими его, трудность плавания возрастает, и по главной струе шиверы становятся уже непроходимыми.
Всего на участке насчитывается 32 шиверы разного достоинства и 11 перекатов.
Устье Ингура – устье реки Каренга (правый приток, 1066км) – 293км
Ниже устья Ингура происходит резкое уменьшение падения дна реки. Витим становится глубже и спокойней. На первых 35км берега по-прежнему очень живописны и дики.
В реке только быстрины и несколько мелких шиверок и перекатов, не нуждающихся в специальном описании.
Потом почти 25км сплошной плес, имеющий ровное, спокойное течение со скоростями до 5 км/час. Его гладь лишь в нескольких местах рябят небольшие быстрины. Плес заканчивается первым островным разбоем. В главной правой протоке, которая тянется почти на 4км, расположился длиннейший перекат Пуриконский. Он легко проходится по главной струе, несмотря на обилие торчащих камней.
Ниже переката снова начинается плес, растянувшийся на 25км. В русле дважды встречаются острова. Дальше еще около 50км в реке попадаются только небольшие шиверы и мелкие перекаты.
Примерно за 15км до устья правого притока Хулугли начинается 50-км участок реки, занятый серией из 6 шивер под общим названием "Шипишки" (по-местному – шиповник… по другой версии, это название возникло от сравнения – "шипят, как кошки"). Первые 5 – Малые (ш-5-9)… а 6-я – Большая Шипишка (ш-10). Все 5 малых шивер при низких горизонтах каменисты и бурны, но более многоводны, чем предыдущие. Скорость потока незначительна, и потому основную опасность представляют разбросанные по галечниковому руслу надводные и подводные камни. Для прохождения Малых Шипишек их достаточно осмотреть с воды, чтобы наметить путь.
Последняя из этой серии – шивера Большая Шипишка расположена сразу за левым поворотом реки перед бывшим прииском Шипишка. Она имеет длину около 1км и образована двумя грядами камней. Наиболее трудна для прохождения вторая. Здесь из-за местного увеличения падения и, как следствие, возрастания скоростей очень сильное волнение. Стоячие волны, хотя и пологие, но достигают высоты 1м. Шивера преодолевается по главной струе, которая идет под правым берегом. Определяется она хорошо. Большинство камней даже при низких горизонтах залито водой, что облегчает плавание.
Ниже прииска на протяжении нескольких километров идут перекаты, образованные от выработок драги.
Последние 100 км, вплоть до устья Каренги, Витим не имеет серьезных препятствий. На пути встречаются только перекаты. Всего на этом участке 14 шивер и 32 переката.
Здесь заканчивается участок верхнего течения реки. Витим устремляется к северу.
Устье Каренги – устье реки Бамбуйка (левый приток, 804км) – 262км
Сразу за устьем Каренги берега поднимаются. Однако горы выходят к воде только через 30км. Отсюда вдоль реки то справа, то слева встают отвесные скалы, как бы срезанные рекой на поворотах. Некоторые обрывы тянутся на километры. Противоположный берег в таких местах пологий, галечный. В русле много островов, которые, как правило, разбросаны группами. Они низкие, поросшие лесом, с крупновалунными изголовьями, реже голые – галечниковые. В островах ширина реки с 200–250 м увеличивается до 400м. При низкой воде малые боковые протоки пересыхают в верхней части, и вдоль островов образуются длинные и глубокие заводи, называемые на Витиме курьями.
На этом участке реки нет труднопроходимых препятствий. Его весь можно проплыть при разведке с воды. Осложнения возникают только при причаливании к берегам. Это можно сделать не везде. Мешают прибрежные кусты, скальные обрывы, отдельные камни. Наиболее удобны для коротких остановок и бивуаков острова.
При очень малой воде сплав осложняется камнями, "вырастающими" на шиверах и перекатах, а также прибрежными бычками, крутыми поворотами, которые дают отраженную волну.
При высоких горизонтах река представляет собой сплошной быстроток–стремнину со скоростями от 15 до 18 км/час. В протоках у островов, к которым приурочено сосредоточенное падение, возникает сильное волнение со стояками до 0,75.
Важно отметить, что если до устья Каренги шиверы и перекаты шли часто и основная опасность заключалась в возможности "продраться" на камнях или сесть на одну из полузатопленных каменных "избушек", то ниже на реке начинают властвовать стоячие валы. Река приобретает необычную мощь. Характерным явлением среднего течения Витима становятся "улова" – круговороты воды с обратным течением в местах глубоких вогнутостей берегов или после шивер и перекатов по бокам их сливов.
Плавание по Среднему Витиму требует постоянной бдительности, так как стремительное течение и холодная вода любую, даже самую небольшую, аварию могут превратить в происшествие с весьма серьезными последствиями.
На этом участие Витим принимает свои наиболее крупные притоки… правые – Калакан (941км) и Калар (885км)… и левый – Ципу (851км от устья).
Через 25км ниже устья Ципы горы отступают от реки, долина расширяется и Витим выходит в Бамбуйскую котловину. Теперь по обе стороны низкие заболоченные берега уступом в 1,5–2 м обрываются к воде. Река, сохраняя быстрое течение, приобретает спокойный характер. Обходя галечниковые косы, она выписывает плавные, широкие изгибы. Много низких залесенных островов. Почти у каждого из них образуется небольшой перекат.
Ещё 22км – и слева подходит широкая (до 4км) долина Бамбуйки. Недалеко от её устья расположен поселок Бамбуйка.
Всего на этом участке 15 шивер и 42 переката.
Устье Бамбуйки – Парамский порог (655км) – 149км
Ниже устья Бамбуйки Витим еще около 12км течет по котловине. Река широкая, с бодрым, но спокойным течением. Берега низкие, залесенные. Много островов.
Потом горы, замыкающие котловину с севера, снова вплотную подходят к воде: Витим вступает в пределы Южно-Муйского хребта. Скалы стискивают мощную, многоводную реку до 150–200м. Долина приобретает вид темного, глубокого ущелья, крутые, обрывистые берега которого сплошь покрыты осыпями разрушенных скал. Витим кипит и пенится на камнях, во многих местах заваливших русло. Такой характер река имеет на всем 50-км участке пересечения хребта.
Это наиболее сложная для плавания часть Витима, где туристам предстоит преодолеть 8 самых бурных и опасных шивер. Характер водной обстановки на них целиком зависит от уровня воды в реке и может резко меняться даже в течение суток. По своему строению и условиям прохождения каждая из шивер требует особого подхода. Но все они имеют одно общее качество – чем выше уровень воды, тем легче обойти стороной основное волнение в главной струе, по которой для туристских судов прохода нет. При низкой воде, когда обнажается масса камней, слагающих русло, и усиливается волнение, некоторые из шивер необходимо обнести.
Через 8км после вступления Витима в Южно–Муйский хребет – первая шивера на реке – Большая коса (ш-11), длиной около 600м. Здесь в русло вдается огромная галечно–валунная коса, огибая которую река делает большую петлю вправо. Шивера расположена в самой вершине поворота. Она имеет чистый проход от камней посередине поток даже в малую воду. При высоких уровнях шивера превращается в быстрину.
Через 2км вторая шивера – Широкая речка (ш-12), длиной 200–250м. Находится она у самого конца правобережной галечной косы перед сужением. В большую воду почти незаметна. Шиверы "Большая коса" и "Широкая речка" – самые простые на этом участке.
Через 5км следующая шивера – Большая, или Верхняя Тузалинская (ш-13). Она принадлежит к шестерке самых мощных Витимских шивер, стяжавших печальную славу среди сплавщиков и местного населения.
Шивера расположена на небольшом левом повороте реки. В среднюю воду Витим имеет здесь ширину около 150м. С правой стороны крутой высокий берег. Поток, отражаясь от скальных выступов, создает вдоль него сильное волнение. Оно постепенно затухающими валами прокатывается по всей ширине реки. Левый берег представляет собой большую галечно-валунную косу, на которую струя сильно наваливает. При спаде воды в русле обнажается много камней – "избушек". Они рассекают поток, создавая высокие (до 0,5м) косо идущие стоячие волны и еще более осложняя условия плавания.
Длина особенно опасного участка около 1км. При прохождении шиверы надо стараться прижаться к левому берегу, остерегаясь, однако, навала на прибрежные камни. Чем выше уровень воды, тем меньше камней, торчащих из нее, тем дальше удается отойти от русловых "избушек" и волнения, вызванного скалами правого берега, тем легче прохождение шиверы.
Шивера требует обязательной предварительной разведки. Для этого надо пристать к левому берегу в самом начале косы и, пройдя по ней, наметить путь, движение по которому было бы максимально безопасным. Опытная группа при большой воде может допустить прохождение этой шиверы с ходу, с наплыва.
Через 4км относительно спокойного плавания идет шивера Малая, или Нижняя Тузалинская (ш-14). По характеру она – точная копия своей "большой сестры", только в зеркальном отражении. Здесь происходит небольшой поворот в правую сторону, крутой скальный берег уже слева, а галечная коса справа. В малую воду коса, вдаваясь в реку, стискивает её до 100м. В русле из воды выступает много беспорядочно разбросанных каменных глыб. Волнение слабее, чем на Большой Тузалинской. Длина шиверы 600м. Проходить её надо вдоль галечной косы правого берега. Для этого после выхода из предыдущей шиверы нужно заблаговременно пересечь Витим. Совсем избежать волнения не удается. Уже на выходе придется преодолеть несколько невысоких, идущих от берега к середине, стоячих волн.
На следующих 6км скорость течения Витима 10–12 км/час. Вся поверхность реки, как оспинами, усыпана водяными "выпорами". По этим буграм в четверть метра высотой и диаметром от 2 до 3м можно составить представление об огромной силе, таящейся за кажущимся спокойствием реки. Мозаика "выпоров" всё время меняется. Поднимающаяся вверх вода с непреодолимой силой бросает туристское судно то вправо, то влево.
Бороться с её влиянием на курс безнадежно, и ничего другого не остается, как действовать сообразно воле потока, беря его в союзники.
Река с обеих сторон зажата крутыми склонами гор. Ширина всего 100–120 м. Почти всегда здесь дует сильный ветер. Если он встречный, то плавание здорово осложняется, особенно для надувных судов. Даже на байдарках с трудом удается держать нужный курс.
"Спокойная" вода заканчивается у устья реки Тулдунь (левый приток), впадающей в Витим двумя рукавами сразу за крутым поворотом вправо. В 0,5км ниже, напротив старого прииска "Многообещающая Коса", гремит шивера Тулдунская (ш-15). Длина ее около 1,5км.
Правый берег на всей длине шиверы – сплошные скальные обрывы. Под ними, занимая примерно треть реки, идет основная масса воды и образуется сильное волнение с большими пенистыми стоячими волнами высотой до 1,5м. Волнение вызвано несколькими донными грядами коренных скальных пород, выступающих в реку почти до середины. По правой части реки прохода нет ни для каких туристских судов.
С другой стороны в русло далеко вдается огромная галечно–валунная коса, полузатопленные и подводные камни которой создают сложную водную обстановку и на левой части потока. Но она значительно менее опасна, чем на правой. При низких и средних горизонтах воды шивера проходится вплотную к левому берегу, вдоль кромки галечной косы. Для определения этого пути обязательна разведка. С этой целью надо пристать к левому берегу сразу же за устьем Тулдуни, в начале валунной косы.
При подъемах горизонтов воды картина несколько меняется. В то время как под правым берегом стихия продолжает бушевать, по центру русла выступавшие из воды и полузатопленные камни уходят под воду, и поток здесь выравнивается. А вот у левобережной косы волнение усиливается. Поток начинает отражаться от валунов, образуя большие, до 0,5–0,7м, косо идущие стоячие валы.
Кроме того, если паводок идет и по Тулдуни, то вздувшаяся река, впадая в Витим, рассекает его мощным направленным потоком почти на треть ширины, что осложняет подход и причаливание к началу косы. Поэтому при высоких горизонтах воды Тулдунскую шиверу предпочтительной проходить посередине реки, хотя и придется попрыгать по волнам.
Через 5км на крутом правом повороте расположена самая опасная, по местным понятиям, шивера – Сивак (ш-16). Такую славу ей создали сплавщики, в течение многих десятилетий терявшие здесь свои грузы, а иногда и жизни. С точки зрения проводки больших судов и плотов это действительно так. Сивакская шивера – самая мелкая (глубина до 1м) и засоренная камнями.
Фарватер извилистый. Скорости при паводках достигают 18–20 км/час. Длина ее около 1,5км. Для туристских судов, позволяющих обходной маневр мимо основного волнения, прохождение Сивакской шиверы не сложнее, чем Тулдунской.
Левый берег Витима в этом месте скальный, обрывистый, правый – низкая галечная коса, затопляемая по мере подъема уровня воды. Главный поток идет по центру, где и сосредоточено основное волнение.
Уже в среднюю воду с правой стороны открывается широкий проход, спокойный, но мелкий и сильно засоренный камнями. Здесь единственный путь через шиверу. Чтобы выйти к нему, нужно сразу же после Тулдуни пересечь реку и идти вдоль правого берега. Чем выше горизонты воды, тем дальше можно отойти от волнения основной струи, идущей посередине, тем легче прохождение шиверы. Но совсем избежать его не удается, так как конечные валы занимают все русло реки от берега до берега.
Через 3 км Витим делает крутой, почти на 900, поворот направо. Его воды, отражаясь от отвесной скалы высокого гольца на левом берегу, устремляются к следующей шивере – Благодатной, или Таксимской (ш-17), расположенной в 1,5км за поворотом. Перед ней Витим несколько расширяется, чтобы затем устремиться вперед в бешеной пляске волн.
Левый берег у шиверы скальный, обрывистый, с несколькими "шпорами" – выступами в реку коренных скальных пород, от которых образуется целый ряд косо идущих стоячих валов. Точно такие же валы идут и от правого берега, где на поверхность выходят огромные плиты коренных скальных пород.
Шивера обманчива. На входе середина совершенно чиста и спокойна. Но всего через 800м косые валы, отраженные от берегов, сходятся, сшибаясь гривами, поднимают фонтаны брызг и пены. В этом хаосе волн, высота которых достигает 1–1,5м, на байдарке легко перевернуться.
В большую воду шивера преодолевается под правым берегом над затопленной косой. Плавание относительно не сложно, несмотря на обилие камней. При низких горизонтах надо идти там же, но головную часть шиверы – 5 гряд валунов, придется обнести. Обнос всего 350–400м. Однако путь по мокрым и скользким камням труден, и эта операция занимает 3–4 часа.
Шивера Благодатная требует обязательной разведки. 2,5км река течет беспокойно, а затем туристов встречает последняя на участке пересечения Витимом Южно–Муйского хребта шивера Ивановская (ш-18).
Правый берег здесь высокий, обрывистый, левый – низкий, галечный. Основная струя идет под правым берегом. Слева довольно спокойно. Длина шиверы 600м. В малую воду проходится, как все предыдущие, вдоль галечной косы. В большую - все камни затопляются, и шивера превращаешься в быстрину. Для плавания она не сложена, и опытная группа может допустить ее прохождение с ходу.
Через 3км окружающие горы, достигнув наибольшей высоты, неожиданно обрываются… и Витим из узкой каньонообразной теснины выливается на простор Муйской котловины. После постоянного сумрака, царившего над ревущей рекой, море света и тишина поражают путешественника.
9км река течет одним постепенно расширяющимся руслом, затем разбивается на три больших самостоятельных рукава. Основной (судоходной) является средняя протока. Ширина её 1200м.
Левая, шириной до 0,5км, называется "Старым Витимом" и тянется параллельно основной почти на 20км, дробясь многочисленными островами. Вправо от главного русла отходит третья протока длиной около 10км. Она мелководна. Общий разлив Витима по низине достигает 5000м.
Муйская котловина относительно густо населена. Здесь находятся несколько селений. Основные из них: Толмачевакий (база сплавщиков и лесозаготовителей), Муя (колхоз и аэродром) и Неляты (бывшая складская база доставки грузов в Чару). Два первых расположены на левом берегу Витима, в районе устья Муи… последнее – на правом, в 20км ниже по реке. Остальные селения – Спицыно, Дагобчан, Баргалино и Парамское – небольшие, всего несколько домиков. В Муйской котловине воочию убеждаешься, что такое граница часовых поясов, которая здесь проходит по Витиму. На правом берегу реки всегда на час позже, чем на левом. Если вы опоздали в кино в Нелятах, то вполне можете успеть на тот же сеанс в Муе.
От устья Муи (левый приток, 716км) Витим делает огромную (более чем 20км), плавно очерченную петлю вправо. Течение совсем замедляется и становится незаметным. Река расширяется, местами до 1,5км. Поселок Неляты расположен на выходе из этой петли на высоком песчаном берегу, заросшем молодыми сосенками – и хорошо виден издалека. Селения Муя и Толмачевский с главной протоки не видны – так как расположены несколько в стороне от реки. Все Муйское расширение долины реки является участком подпора от Парамского порога. Он как бы узкое горлышко огромной "бутылки", которая наполняется тремя реками – Витимом, Муей и Куандой (Кондой). Во время паводков это происходит очень быстро. А уходит вода намного медленней – вытекая лишь в узкую щель порога. От этого в Муйской котловине часты наводнения с большим поднятием уровней воды.
От Нелят Витим направляется точно на север, но через 10км, упершись в склон Парамского хребта, круто сворачивает на запад. В 6км за поворотом река разливается на ширину до 2000м среди целой вереницы островов. Это расширение тянется 8км… после чего русло ненадолго суживается до 800м. Но скоро – вблизи впадения реки Парама (левый приток) – Витим снова расширяется почти до 2км. Течение здесь очень медленное – всего 0,8–1 км/час!
Протекая вдоль склона Парамского хребта, Витим ищет себе лазейку между скалами. Даже когда он ниже устья Парамы резко поворачивает направо, устремляясь в горы, прохода все еще не видно. Высокие обрывистые отроги Северо-Муйского хребта обступают реку с обеих сторон, и под их влиянием могучая 2-км ширины река сужается до 100м. В 3км ниже, уже на выходе из теснины, бушует Парамский порог – самое опасное препятствие на Витиме.
В отличие от описанных шивер, которые лучше проходить в большую воду, через Парам на плотах и карбазах проходят только в малую. При подъемах уровня плавание прекращается. У сплавщиков есть свои, проверенные опытом приметные знаки, определяющие состояние порога в данное время. Перед правым поворотом, на котором расположен порог, стоят "проводники" – пара каменных "избушек" в русле потока. Если "проводник" залит до половины – иди смело. Если выше половины – не всякий лоцман пойдет. Если валы перехлестывают – то идти нельзя.
От "проводника" поток, проходя плавный поворот направо, набирает скорость, разгоняется и со всего маха обрушивается на встающий поперек пути прижимной утес левого берега – носящий имя Иоанна Кронштадтского. Длина утеса около 100м, при высоте 25–30м. Отразившись от него, поток делится на три струи. Крайние образуют обратные течения.
Средняя (основная) – с бешеной скоростью пересекает обширный улов, размётывая огромные грязно–желтые водяные горы высотой до 3м. Не доходя 40м до правого берега, струя натыкается на второе грозное препятствие – подводную скалу "Бычок Запарамский", три зубца которой ещё раз перемалывают поток, прежде чем он выйдет в широкую долину. Суммарное падение на пороге около 9м на длине 2,2км.
Через Парам ежегодно ведется сплав. Все сплотки карбазов или бревен, идущие сверху, сопровождаются мощными катерами. Роль их заключается в том, чтобы перед входом в порог направить караван в середину основного потока. Сам катер после этого, дав слабину буксиру, должен успеть обогнуть валы стороной и, пройдя главный слив, пробиться под левый берег. Оттуда он оттягивает караван от встающего на пути "Бычка Запарамского".
Отчаянная работа! Скорость реки такая, что 8км от Парамского зимовья до выхода из порога караваны проносятся за 15 минут. В случае малейшей неисправности, перебоя в двигателе или оплошности людей стальная махина катера вместе с уже неуправляемым караваном в щепу разлетится об утес "Неистового монаха" или о Бычок.
Сейчас уже нет самосплава через порог. Но старожилы помнят, что мало кто решался раньше проходить Парам с грузом. Чаще плоты или карбазы, шедшие сверху, пускали в порог самостоятельно, а потом ловили уже в подпорожце. Груз предварительно снимали и перевозили вьюками по конной тропе левого берега или переносили вручную по узкой прибрежной косе правого. По словам стариков, каждый третий плот разбивало в щепы.
Для байдарок и прочих туристских судов Парамский порог непреодолим. Обнос можно осуществить двумя путями.
Первый – по старой конной тропе левого берега. Она начинается от Парамского зимовья – небольшого поселка, притулившегося на берегу спокойного улова в месте выхода Витима из Муйской котловины. Это база лоцманов–сплавщиков, которые иногда неделями ожидают здесь спада воды. Тропа идет верхом над порогом и кончается у рыбачьего зимовья, стоящего на берегу Витима, ниже утеса "Иоанна Кронштадтского". Общая длина обноса около 10км. При хорошей погоде его можно осуществить за 2 дня.
Второй вариант обноса – по правобережной тропе. Она начинается из небольшой заводи в 0,5км от горла порога. Подплывать сюда надо осторожно, заблаговременно прижимаясь к правому берегу. Два взлета, ведущих на гребень гряды, затем крутой спуск вниз… и тропа через 1,5км выводит к протоке, которая ответвляется от Витима на второй половине порога. Она заполняется водой только при очень высоких горизонтах. В конце – озерко, смыкающееся с подпорожным уловом.
Дальнейший путь идет по неприятной курумной осыпи, сложенной из огромных обомшелых камней. Нижние ярусы их мокры от брызг прибоя. Для безопасности надо идти выше. Никакой тропы нет. Через 1,5км трудного пути волок заканчивается на песчаной косе ниже "Запарамского Бычка". Общая длина его 3км. Ширина и состояние основного участка тропы позволяют переносить байдарки не разбирая. На последнем (курумном) участке это зависит от физических возможностей группы.
Обнос порога вместе с предварительной разведкой может быть осуществлен за день.
При разработке маршрута хорошо запланировать здесь дневку, чтобы совершить восхождение на вершину гольца, встающего над порогом на правом берегу.
Подъем на него труден из-за курумов, сплошь покрывающих крутые склоны. Зато сверху открывается редчайшая панорама. Витим далеко виден как вниз по течению, так и назад, в сторону Муйской котловины. Только с "птичьего полета" можно по-настоящему оценить всю красоту Парамского порога.
Парамский порог – Делюн-Оронский порог (519км) – 136 км
Это второй "горный" участок Витима. Река прорывает здесь Северо–Муйский хребет. По сравнению с предыдущим, долина ее шире и светлее. Но крутые склоны окружающих гольцов, как и там, спускаются прямо к воде. Береговая полоса очень узкая, местами ее нет совсем. Ниже Парамского порога резко меняется характер русла реки. Перекатов и шивер относительно немного, но возрастают уклоны (в среднем до 1,1 м/км), а потому полностью отсутствуют плесы. Река превращается в сплошной быстроток со скоростями от 10 до 15 км/час.
В малую воду плыть здесь намного легче, чем в большую. При подъемах горизонтов воды, сопровождающихся увеличением скоростей, каждый бычок, валун или остров, отражая поток, дает долго незатухающие стоячие волны или резкую зыбь. Постоянная борьба с ними выматывает. При паводках эта часть Витима становится, пожалуй, одной из самых трудных и опасных на маршруте.
Как правило, все "неприятности" приурочены к островам. Везде, чтобы избежать их совсем или хотя бы частично, надо идти малыми несудоходными протоками.
Через 1,5км от порога туристы подходят к первой на запарамском участке небольшой шивере "Чертов Заездок" (ш-19). Она разместилась в протоках островного разбоя. Камни, создающие волнение, расположены только в левой, судоходной, протоке. Правая спокойна, но мелководна. В большую воду шивера почти незаметна. Прохождение её не сложно, и потому можно не делать разведки.
Дальше Витим почти 15км течет сплошным быстротоком, не встречая никаких препятствий. Участок кончается двукратным расширением реки за счет группы островов, идущих один за другим. На всей длине проток образовался длинный перекат. Чтобы максимально избежать создающуюся здесь неприятную резкую зыбь, плыть надо малой левой протокой.
Через 6км шивера Янгудская (ш-20), Она представляет собой ряд отдельных больших камней, беспорядочно разбросанных в протоках у двух островов. Один из них – так называемый "Янгудский Бык" – расположен по главному фарватеру в правой протоке, и в межень поднимается из воды почти на 4,5м. Характер шиверы и количество торчащих камней целиком зависят от уровней воды. Однако во всех случаях они хорошо заметны издалека по сильным бурунам и серьезного препятствия не представляют. В малую воду шиверу предпочтительней проходить левой протокой. Но, чтобы увидеть Быка, можно идти и правой. При высоких горизонтах плыть можно практически везде.
Через 8км, чуть ниже устья реки Падора (левый приток) – очередной островной разбой. Здесь расположилась следующая шивера – Падоринская (ш-21). Река, разбитая островом, течет двумя протоками. Основная (левая) делает крутой левый изгиб в обход острова. Шивера состоит из двух частей – первой и второй гряд. Находятся они в 2,5км друг от друга… первая – в самом начале левой протоки, сразу за оголовком острова.
Сильное хаотическое волнение вызвано выходами в русло коренных скальных пород. Волнение сохраняется как в большую, так и в малую воду.
Чтобы обойти первую гряду, надо плыть малой правой протокой. Однако попасть в неё трудно, и чем выше горизонты воды, тем сложнее эта операция. Дело в том, что на подходах к шивере основная струя идет вплотную к правому обрывистому берегу, который весь завален камнями. Из-за сильного волнения и опасности навала идти приходится не ближе 15–20м от берега.
Перед самым островом струя, отразившись от скального выступа, резко уходит от берега, проносясь мимо правой протоки. Скорости очень высоки. Поток мертвой хваткой держит все плывущее, неудержимо затягивая в главную протоку. Уход в правую будет невозможен, если плыть от берега дальше, чем на 25м. В самой протоке на входе и выходе тоже бурно.
Вторая часть шиверы, вторая гряда Падоры, расположена на выходе из островного разбоя. По характеру водной обстановки она похожа на первую, но мощнее ее. Волнение хаотическое. Стоячие волны до 0,5–0,7м. Проходится нижняя гряда шиверы под правым берегом, где волнение несколько слабее. Сразу за ней большой улов с сильной зыбью.
В 18 км от Падоринской шиверы – так называемое Венчальное улово. Здесь река разбивается большим островом на два потока. Основной (шириной около 300м) – идет под левым берегом. В нем почти на выходе образуются два огромных водоворота со встречным течением. Диаметр левого, более мощного из них, около 200м. Рассказывают, что плоты или карбазы, спускаясь самосплавом и попав в эти улова, крутились в них, "венчались", иногда сутками, причем часто в разных вальцах. В большую воду, при подъеме уровня воды, улова начинают клокотать и временами горбом выпучивать воду там, где только что была воронка.
Для байдарок это неприятное место. В большую воду оно, очевидно, непроходимо. Обходится Венчальное улово малой правой протокой, откуда оно не видно. Чтобы посмотреть это уникальное творение природы, надо пристать к острову и идти к нему пешком.
Потом 12 км Витым течет сравнительно спокойно. Только в нескольких местах на пути вдруг неожиданно встают идущие наискосок одиночные стоячие валы. Они, как правило, вызваны прибрежными каменными "избушками". Валы серьезным препятствием не являются, но заставляют постоянно быть начеку.
В конце этого участка на входе в большой плавный поворот расположена Булдаковская шивера (ш-22). Здесь в реке крупный остров и в обеих протоках не сильное волнение. В высокую воду шивера почти незаметна, в низкую - ее надо проходить левой протокой.
Дальше в реке на протяжении 25км нет никаких серьезных препятствий, встречаются только 2 небольших переката у островных групп.
После этой длинной быстрины русло Витима расширяется до 5км, разбитое на отдельные протоки множеством островов. Расширение носит название "Оронского Пузыря". Длина его – почти 10км. Основная судоходная протока идет под правым берегом. Здесь же раскинулось одно из красивейших мест всего Витимского края – озеро Орон.
Чуть ниже места воссоединения Витима в одно русло, после "Оронского Пузыря" – находится шивера Американская (ш-23). Она отличается от всех других тем, что образовалась на прямом участке без разбоя островами. Шивера короткая – 350–400 м. В русле отдельные камни. Дно сложено крупноглыбовым скальным материалом, что вызывает небольшое волнение на середине и под правым берегом. Шивера не трудная. Уже в среднюю воду она почти затоплена. Проходить надо под правым берегом, хотя и здесь зыбь высокая.
В 30км ниже расположен второй гигант Витима – порог Делюн–Оронский. Перед порогом, не доходя 5 и 1,5км – шиверы "Каменная" (ш-24) и "Чертова Деревня" (ш-25). Эти места реки начинают отвечать своему названию "шивера" только в очень малую воду. В среднюю и большую они совсем незаметны.
Делюн–Оронский порог находится на прямом участке. Ширина русла немного меньше 600м. Образован он плоской, горизонтально лежащей скальной плитой, перегораживающей реку под углом 450 к стрежню. С нее, как с уступа, по почти всей ширине реки образуется концентрированный слив высотой около 1,7м, после чего в русле царит хаотическое волнение со стояками до 2м. Общая длина порога 300м.
В перегораживающей русло плите под левым берегом образовался прорыв -- "ворота" шириной около 40м. Они служат для прохода плотов и карбазов. Туда же устремляется почти вся масса воды. Для сплава порог менее опасен, чем Парамский, хотя камни на входе и выходе осложняют дело. Скорость на пороге до 20 км/час. Если Парам в большую воду непроходим… то для Делюн–Оронского порога – наоборот, чем выше уровень воды, тем лучше.
Подходить к порогу надо вдоль левого берега, заблаговременно прижимаясь к нему вплотную. Скорости реки даже здесь значительны.
В самом начале порога по левому берегу, в обход каменного утеса, ответвляется протока 15–18м шириной. В нее уже при средних горизонтах попадает небольшое количество воды.
В голове обходной протоки маленький сброс, нашпигованный камнями. Здесь байдарки или надувные суда надо либо проводить, либо обносить. Проводка требует значительных затрат времени и сил… а главное, небезопасна для оболочек судов. Поэтому предпочтительней обнос. Приставать надо у стоящего на левом берегу, прямо у воды, одинокого домика. От него по дороге всего 200м до конца каменного завала в начале протоки. Обнос простой и легкий. Дальше почти 1км вода течет единым стремительным потоком. Дно валунное, много торчащих камней. Глубина переменная и зависит от уровней в Витиме. Выход из протоки захватывает лишь отголоски основного порогового волнения.
Делюн-Оронский порог – город Бодайбо (290км) – 229км
Ниже порога на обоих берегах расположено село Амалык (основная часть – на правом). Это база катерщиков – конец плеча сплавного участка. Здесь происходит передача "с рук на руки" караванов плотов и карбазов. Здесь же пережидают иногда по нескольку дней сильное обмеление реки.
В 1км ниже порога – Амалыкская шивера (ш-26), представляющая собой небольшое сосредоточение камней в основном с левой стороны русла. Шивера, шумливая и зубастая в малую и среднюю воду, при высокой почти совсем затопляется. Под правым берегом проход чистый при любых горизонтах. Волнение незначительно. Для преодоления шиверы необходимо, выйдя ниже порога из обходной протоки, сразу же идти под правый берег.
Дальше Витим течет спокойно, величаво. По берегам по-прежнему тянутся залесенные до половины гольцы. Ширина реки 350–400м. Много островов. Почти в каждом случае деления в протоках образуются перекаты. Редко в русле попадаются отдельные крупные валуны. Все они хорошо заметны.
В 48 и 72км ниже порога в реке небольшие скопления камней. Это соответственно шиверы "Сактолжинская" (ш-27) и "Балаганахская" (ш-28). На них волнение слабое уже в среднюю воду… а в высокую – они превращаются в быстрины.
Ниже Витим окончательно успокаивается. Даже в протоках у островов нет перекатов. Несколько замедляется и течение. Средние скорости на этом участке 6–8 км/час, Через 45км в вершине большого изгиба при устье речки стоит поселок Нерпо. Отсюда начинается регулярное пассажирское сообщение с Бодайбо. Речной трамвай ходит трижды в неделю. Но практически уплыть из Нерпо можно ежедневно: все лето сюда идет завоз грузов на небольших самоходных баржах. Обратно они возвращаются порожняком. 115км до Бодайбо вниз по Витиму самоходки покрывают примерно за 5 часов.
От г.Бодайбо до устья – 290км
В нижнем течении река продолжает сохранять свой суровый характер, Берега по-прежнему круты и обрывисты, хотя горы немного ниже. Скорость течения все еще высока. Но это уже обжитая и оживленная водная магистраль. По берегам много населенных пунктов (Мама, Мамакан и др.), расположенных в распадках между лесистыми горами, где в Витим впадают одноименные притоки. В нижнем течении река принимает их довольно много. Наиболее крупный из них – Мама (левый приток, 170км от устья Витима).
Самостоятельное плавание по нижнему течению спортивного интереса не представляет. Его лучше совершить на комфортабельном теплоходе.
2. отчёт Челябинцев о сплаве по р.Витим от п.Романовка до г.Бодайбо |
Руководитель НАПОЛЬСКИХ Владимир Викторович (Челябинск)
Нитка маршрута: г.Челябинск - г.Чита - п.Романовка – сплав по р.Витим до г.Бодайбо – п.Мама - г.Челябинск… Всего 1200 км сплава за 140,5 часов. 4к.с.
ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ.
1 день: 27.07. Самолёт Челябинск - Чита и машина от Читы до р. Витим в направлении п. Романовка. Ясно Т=25.
2 день: 28.07. Строительство судов. Ясно Т=24.
3 день: 29.07. Сплав от п. Романовка до р. Мульта, 35 км за 5 часов. Спокойный быстроток, перекаты. Ясно Т=28.
4 день: 30.07. Сплав от р. Мульта до шиверы "Жиктондинская", 50 км за 5,5 часов. Перекаты. Пасмурно, гроза Т=20.
5 день: 31.07. Сплав от шиверы "Жиктондинская" до р. Юмурчен, 53 км за 7 часов. Прижимы, шиверы №1-4. Пасмурно Т=16.
6 день: 01.08. Сплав от р. Юмурчен до 10 км ниже посёлка Бугунда, 55 км за 8 часов. Прижимы и повышающийся уровень воды. Пасмурно Т=19.
7 день: 02.08. Сплав от 10 км ниже посёлка Бугунда до шиверы №5, 60 км за 6 часов. Повышающийся уровень воды. Ясно Т=27.
8 день: 03.08. Сплав от шиверы №5 до шиверы №10, 58 км за 6 часов. Шиверы №5-10. Ясно Т=28.
9 день: 04.08. Сплав от шиверы №10 до р. Каренга, 104 км за 9 часов. Прижимы, быстроток. Ясно Т=29.
10 день: 05.08. Сплав от р. Каренга до 50 км ниже Р. Каренга, 50 км за 4 часа. Шиверы, острова. Ясно Т=27.
11 день: 06.08. Днёвка. Ясно Т=30.
12 день: 07.08. Сплав от 50 км ниже Р. Каренга до р. Калакан, 85 км за 8 часов. Шиверы и протоки. Облачно Т=23.
13 день: 08.08. Сплав от р. Калакан до р. Калар, 56 км за 6 часов. Прижимы и протоки. Облачно Т= 22.
14 день: 09.08. Сплав от р. Калар до 5 км выше д. Кокаревки, 51 км за 7 часов. Валы за островами. Ясно Т=28.
15 день: 10.08. Сплав от 5 км выше д. Кокаревки до шиверы №16, 60 км за 8 часов. Шиверы №11-15. Облачно Т=20.
16 день: 11.08. Сплав от шиверы №16 до р. Муя, 58 км за 8 часов. Шиверы №16-18. Облачно Т=21.
17 день: 12.08. Сплав от р. Муя до Парамского порога, 61 км за 9 часов. Острова и плёсы. Пасмурно Т=20.
18 день: 13.08. Днёвка . Пасмурно Т= 19. Вода прибыла на 0,9 м.
19 день: 14.08. Сплав от Парамского порога до р. Талая, 43 км за 10 часов. Парамский порог и шиверы №20-21. Пасмурно Т=22.
20 день: 15.08. Сплав от р. Талая до оз. Орон, 67 км за 7 часов. Стоячая вода и шивера № 22. Ясно Т=22.
21 день: 16.08. Днёвка. Ясно Т=26.
22 день: 17.08. Сплав от оз. Орон до 10 км ниже п. Амалык, 40 км за 8 часов. Порог "Делюн-Оронский" шиверы №23-26. Ясно Т=27.
23 день: 18.08. Сплав от 10 км ниже п. Амалык до п. Нерпо, 110 км за 9 часов. Шиверы 27-28. Пасмурно Т=17.
24 день: 19.08. Сплав от п. Нерпо до гор. Бодайбо, 120 км за 10 часов. Быстроток. Пасмурно Т=19.
25 день: 20.08. Пароход гор. Бодайбо - п. Мама
26 день: 21.08. Самолёт п. Мама - гор. Иркутск - гор. Челябинск.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Рейсом 3936 вылетели на Читу, прилетели с опозданием более чем на сутки. Авиарейс Чита-Романовка отменён ввиду того, что аэродром в Романовке размыт. Приехав на автовокзал узнали, что и автобусы на Романовку не идут. Шофера автобусов, у которых мы пытались выяснить обстановку, дружно высказывали сомнения в возможности движения грузовых машин в сторону Романовки. Тем не менее мы выехали на попутной машине. Вся долина, по которой идет шоссе, залита водой. Кюветы превратились в реки. Сменив четыре попутки, до брались до пос. Телемба. Отправляемся ночевать в гостиницу и тут, в одиннадцатом часу ночи, появляется шофер грузовика, который едет в Романовку. Быстро грузимся в кузов. Все небо полыхает в зарницах. По дороге мчится мутный поток, скрывая выбоины и промоины . Подмытые мосты, которых тут бесчисленное множество, проседают под весом машины. Только на подъезде к Романовке дождь стихает. В четвертом часу ночи выгружаемая на ЛБ Витима, чуть выше поселка.
Участок №1.Село Романовка – устье р.Юмурчен (142км)
Через триста метров прошли невысокий, но шумный слив с валом до I метра. Течение реки быстрое, берега обрывистые, невысокие. Ширина до 100 метров. Вода цвета кофе. Плесы очень длинные, по 8-12 км, в конце их поворот и острова или перкаты. Такой характер реки сохраняется на расстоянии 30-35 км. Постепенно появляются отвесные скалы. Возле них обычно несильный прижим. Начинается серия шивер. Шиверы несложные, чистые, с валом до I метра. Проходим сходу шиверу № I (Жиктондинскую). Это две гряды подводных камней на расстоянии в 2 км. Наиболее глубокая и чистая часть русла (форватер) обозначена береговыми обстановочными знаками. Они стоят от Романовки и до Бамбуйской котловины. Особенно тщательно они выставлены на участке от шиверы №1 до пос. Бугунда. Начиная с 1395 км, на обстановочных знаках укреплены указатели километража. Если несколько знаков на километре, то все они имеют одинаковый номера кроме того, стоят литеры А,Б и т,д. Пользуясь указателями, мы определили нашу скорость. Она оказалась равной 12-14 км/час. Проходим шиверы № I и № 2 фотогравируя с воды. Для фотосъемки шиверы № 3 останавливаемся у ЛБ. Вал I метр, ниже точки съемки вал до 1,5 метров. Русло сильно петляет. Красивые скалы отвесно встают то с левого, то с ПБ. Несильный бой в выступы скал. Места прижимов обозначены красными ромбовидными щитами. Справа открывается широкое русло Конды. Подходим на стрелку рек. К берегу подходить приходится сквозь кусты. Уровень воды в обеих реках поднялся примерно на 3 метра. После впадения Конды река становится еще шире и полноводнее. Шивера № 4 залита полностью. На месте шиверы мощные водовороты. Катамаран крутит из стороны в сторону. Чуть выше устья реки Юмурчен в русле Витима, ближе к ПБ стоит красивая скала с крестом на вершине. Ее можно оставить справа, мы решили вставить ее слева и неожиданно попали в мощный прижим к ПБ. С трудом ушли от удара о стену. На сбое струй гондолы чуть не полностью ухолили в воду. Юмурчен подперт р.Витим, поэтому втекает в него робко.
Участок №2. Устье р.Юмурчен – устье р.Каренга (238км)
Высокие, красивые, отвесные берега постепенно снижаются. Ниже отметки 1317 км русло реки резко расширяется. Чуть ниже появляются острова поросшие кустарником и деревьями. Через 4 км острова кончаются. Река течет одним руслом широко и спокойно. Горы отходят вдаль. Проходим поселок Бугунда. Все предыдущие, обозначенные на карте поселки или не видны с воды, или их забросили. В Бугунде видно много сельхозтехники и вполне жилые дома. Берега сильно заросшие. Отдельные поляны, не поросшие лесом и очень привлекательные издали, при подходе к ним оказываются болотом. Река течет одним руслом. Плесы очень длинные. Указатели километража исчезли. Прошли поселок Красный Яр. В поселке есть магазин и ларек. Подходим к шиверам "Шипишки". Шивера № 5 - валы и хаос струй во все стороны. Камни залиты. Шивера № 6 более мощная. Скорость более 15 км. хотя вал невелик. Все остальные шиверы из серии "Шипишек" залиты так, что никакой возможности определить где № 7,где №9. Потеряв всякую надежду точно определить место нашего нахождения, плывем, надеясь увидеть поселок Шипишка. Неожиданно попадаются местные жители на моторной лодке. 0ни объяснили, что поселка Шипишка нет, а мы находимся напротив бывшего поселка Солонцово. Дальше, до устья реки Каренга, Витим течет одним руслом. Скорость течения около 8 км/час. Ориентиром на устье реки Каренга может служить отвесная скала на ПБ. На склонах ЛБ видны ровные полосы вырубок леса. Нужно держаться близко к ПБ и войти в узкую протоку отделяющую от острова. Река открывается ПБ неожиданно, за плотной стеной леса. Вдоль ПБ мы поднялись метров на 300 вверх по р.Каренга и разбили лагерь. Место неудобное, кругом горелый лес. Примерно в 30 км от устья Каренги на берегах Витима появляются отдельные скальные выступы. К некоторым из них сильные прижимы, и нужно быть очень внимательными, чтобы не прижало к скале. Струи настолько мощные, что в отбое временами полностью топит поплавки катамарана. Поселок Усть-Каренга с Витима совершенно не видим.
Участок №3. Устье р. Каренги – устье р. Бамбуйки (262км)
Ниже устья реки Каренга берега поднимаются. Скальные обрывы тянутся по 300-500 м. Хороших мест для лагеря очень мало. Горы все ближе подходят к берегу, но вплотную выходят они к реке километров через 30 ниже устья. Примерно еще через десять километров в русле Витима стоят камни-острова. Напротив них, на ПБ отличная поляна. Рядом впадает небольшая речушка, в которой хорошо ловится ленок, сиг, окунь. Дальше характер реки почти не меняется. Слабые шиверы, длинные отвесные стены, ширина реки 200-300 метров. В пяти километрах выше поселка Калакан две короткие шиверы с валом до I м. Примерно в двух километрах перед поселком натянуты троса и стоит будочка ГМС. Поселок Калакан стоит сразу за устьем реки Калакан. Сейчас остался один работник, остальные в отпуске. Ниже поселка хорошая поляна для лагеря. В двух километрах ниже устья Калакана Витим входит в каньон. Обрывистые темные скалы сжимают русло. Течение около 10 км/час. Вдоль вогнутого берега вал, иногда косой, отбойный. Через 20 км скорость резко падает. В русле появляются песчаные острова. Проходить возле них нужно по протокам, обозначенным обстановочными знаками. Они всегда глубже и стремительнее. Перед устьем р. Колар скорость течения сильно возрастает, устье Колара открывается совершенно неожиданно. Если идти не вдоль ПБ, а ближе к центру реки, то подойти к берегу не успеть. Ориентиром на устье реки Колар могут служить выходы пород из обрывов ПБ. Русло реки Колар производит мрачное впечатление. Узкое, по сравнению с Витимом, оно обрамлено в камень. По дну этого каменного ложа течет хоть и прозрачная, но какая-то черная вода.Остановились на стрелке рек Колар и Витим. Площадка крохотная покрытая наносным песком, хотя и находится в шести метрах от уровня воды, Ниже Витим течет все в таком же каньоне. Мест для стоянки практически нет. Единственное неплохое место вы видели напротив устья реки Ципы. Ниже её устья еще 25 км каньон, потом горы вдруг стремительно расходятся в стороны и открывается широкая долина, так называемая Бамбуйская котловина. Появились большие острова покрытые лесом, в конце островов, где сходятся течения проток, беспорядочная пляска валов, порой влетающих на палубу катамарана. Перед устьем Бамбуйки река сильно замедляет течение. Чуть быстрее течение у ПБ, но уходить к нему не стоит, река очень широкая, и когда откроется устье Бамбуйки, трудно будет подойти к ЛБ. Ориентиром на устье Бамбуйки может служить отвесный ПБ, который круто вырастает после низкого ровного берега. У ЛБ видна белая полоса крупной гальки. Вдоль ЛБ р.Бамбуйки идет тропа в поселок Бамбуйка, который расположен в полутора километрах от устья.
Участок №4. Устье р. Бамбуйки – Парамский порог (149км)
Сразу за устьем Бамбуйки - длинный перекат, образованный наносами. По всему руслу валы, отдельные камни. Перекат проходим без разведки. Ниже переката вода успокаивается и течет быстро и ровно. Через 10 км Витим входит в Южно-Муйский хребет. Русло сужается до 150 - 200 м. Прямо из воды уходит вверх осыпные склоны гор. Река вплотную подходит к горе Шаман, которую видно было еще от начала Бамбуйской котловины. Этот участок считается наиболее тяжелым для сплава, особенно в низкую воду. Через 8 км после вступления Витима в Южно-Муйский хребет начинается шивера № II. Она на правом повороте реки, образована крупногалечной косой сжавшей русло. Шивера проходится без разведки. Через 2 км шивера № 12. Здесь с ПБ далеко в русло вдается галечно-валунная коса. В русле вал, особенно большой (более полутора метров) ниже косы. Мы сфотографировали только заход в шиверу т.к. снимали с ЛБ, а дальше течение отжимается к правому. Пристать к ПБ перед шиверой невозможно, берег отвесный, метров 50 высотой, а снимать с ЛБ бесполезно - слишком далеко. Через 5 км следующая шивера № 13. ПБ крутой и высокий , левый - валунная коса. Разогнавшись вдоль ЛБ, течение отжимается к правому. От ПБ отражаются длинные косые валы. В русле отдельные камни - "избушки". На выходе из шиверы пологий вал более метра высотой. Общая длина шиверы около I км. Разведка вдоль ЛБ. Четыре километра быстротока и новая шивера № 14. Слева крутой скальный берег, а справа коса из крупной гальки. В русле отдельные камни, за которыми стоячий вал. В быстротоке тоже валы с белыми гребнями. Шивера не сложная. Чуть ниже ее слева впадает ручей. Возле устья ручья оборудован лагерь, хорошее место для стоянки. После поворота реки вправо волнение утихает. Отдельные камни в русле легко обходятся. Берега очень красивые, можно идти не работая, т.к. скорость течения 10-12 км/час. По всему руслу вдруг возникают мощные воронки. Катамаран крутит во все стороны. Через 6 км относительно спокойного сплава на ЛБ появляются дома, а у ЛБ в русле видна валунная коса. В начале косы через камни с шумом мчится зеленая вода притока Тулдунь. Ниже него начинается Тулдунская шивера ( шивера № 15). Вдоль ЛБ коса из огромных валунов, которые все сверкают на солнце от бесчисленных вкраплений слюды. ПБ - высокий отвес. Проходим вдоль ПБ по валам, достигающим высоты в 1,5 м. Шивера длинная, более 1,5 км. Через 5 км на крутом правом повороте расположена шивера № 16. Эта шивера считается самой опасной в основном из-за ее мелководности. По нашей большой воде она выглядела не очень внушительно. Скорость потока более 15 км/час, беспорядочные валы. Еще 3 км быстротока и Витим делает крутой поворот направо. Русло расширяется. В нём, ближе к ЛБ, стоит большой камень. Ниже его виден галечный остров. Пристав к галечному острову мы осмотрели шиверу № 17. Правая протока мелководная с водопадными сливами через стоящие в русле камни. Левая, основная протока, начинается быстротоком и пологими валами. Пошли в левую протоку. Валы постепенно становятся все выше, ниже острова они сшибаются с валами правой протоки, образуя довольно опасные, беспорядочные валы. Еще 2,5 км быстротока и последняя шивера на этом участке № 18. По нашей воде это чистый быстроток от ПБ к левому. Вал более I м. Перед шиверой с правой стороны впадает небольшой приток с чистейшей водой, в которой ходят большие хариусы.Чуть выше устья притока – база геологов с летними постройками . Шивера длиной 600 м. Горы с обеих берегов поднимаются все выше. В узком коридоре сильный встречный ветер. С трудом выгребаем навстречу ветру, поднявшему волну, осыпающую нас мелкими брызгами. Неожиданно горы обрываются и сразу стихает ветер. Река выходит в широкую Муйскую котловину. В этом месте проходит БАМ. Русло реки быстро расширяется. Появляются все новые и новые острова. Стараемся держаться основной протоки, но трудно угадать, какая из них основная. Течение постепенно замедляется и, наконец, река останавливается почти полностью. Наваливаемся на весла. Мимо нас проносятся моторные лодки. Далеко впереди белеет коса. Догадываемся, что это устье Муи и начинаем подходить к ЛБ. Кажется рядом,а идем - еще 1,5 часа, пока наконец подходим к устью р. Муи. Ширина реки более четырех километров. Берег встречает звоном комариных крыльев. Не спасают мази и накомарники. Ниже устья Муи появляется течение. Команда работает дружно, хочется дойти до порога. Местные жители говорят, что это невозможно - караван идет до Парамского 16 часов,а нам нужно два дня. Острова в русле Витима сильно размыты, деревья лежат кронами в воде. Видимо, было большое наводнение. Проходим устье Куанды. Течение около I км/час. Хорошо видны цепи Южно-Муйского и Северо-муйского хребтов.Очень красиво. За устьем р.Куанды ПБ начал подниматься. Поселок Неляты стоит довольно высоко над уровнем русла и виден очень далеко. Ниже поселка оба берега снова начали понижаться. 10 км Витим течет точно на Север, перпендикулярно высокому, Северо-Муйскому хребту, затем круто сворачивает на запад и еще около 20км медленно течет точно выискивая лазейку в хребте. Скорость течения менее I км/час. В 17.30 подошли к Парамскому зимовью, затратив на переход около 9 часов ходового времени. Шли почти без перекуров и прошли 60 км по почти неподвижной воде.В Парамском нам настоятельно рекомендовали через порог не ходить и привели десяток примеров, когда попытка пройти порог заканчивалась гибелью. Рекомендовали погрузить катамаран на плот и на катере сплавиться до Амалыка, чтобы заодно пройти и Делюн-Оронский. Поблагодарив за совет, мы пошли к порогу. Русло реки резко сужается. Скорость более 10 км/час . От выступов скал отражаются валы. Остановились в хорошей бухте перед живописными выступами скал, метрах в 300 перед порогом. Здесь начинается мощный быстроток с валами и пенными ямами. Порог очень мощный стремительно разогнавшаяся вода срывается с подводного уступа. Каменная гряда отжимает основную массу воды ближе к ЛБ. Сразу за уступом, в основной струе стоит вал более 2-х метров с мощными обратными гребнем Ближе к ПБ слив и пенная яма. У ЛБ чисто, но основная струя постепенно отжимается к ЛБ и мощно бьет в скалы. Катера заходят вдоль ЛБ, затем перегребают струю. Экипажу катамарана вряд ли удастся уйти от боя в берег. Ниже прижима снова подводная ступенька и вал около 3-метров. Поток упирается в ПБ и часть воды уходит противотоком, вниз. Подгоняем катамаран к порогу и дождавшись разрывов в тумане ( для фотосъемки) проходим порог вдоль берега. Это получается довольно легко, поэтому во второй части порога решаем проити по краю валов. Валы очень мощные, с фонтанными выбросами, но чистые, без ям. По противотоку заходим к началу второй части порога и разогнав катамаран входим в валы. Катамаран швыряет как щепку, но мы четко удерживаем его носом на вал.
Участок №5. Парамский порог – порог Делюн–Оронский (136км)
Ниже порога река словно наверстывая упущеное течет стремительно. Скорость от 3 до 12 км/час. Волнение возникают неожиданно. В километре ниже порога участок с разбросанными по всему руслу громадными камнями. Камни с наплыва невидны, т.к. набегающая вода создает подушку. Вода срывается с камней с мощным шумом. Шум слышен издалека, видно волнение по всему руслу, а камней не видно. Нужно точно угадать в проход, чтобы не свалиться в пенную яму. Отсюда начинается шивера №. 19. Волнение в шивере возникает участками, и если идти внимательно, то все неприятные места можно обойти. Проходим по быстротоку, заранее уходя от белых подушек вздыбившихся над камнями. Через 6 км шивера № 20.Трудно назвать ее шиверой. Это отдельные камни разбросанные в протоках у двух островов. Мы шли по правой протоке, где стоит так называемый Янгудский Бык. В межень он поднимается из воды на 4,5метра. Через 8 км сразу за устьем р.Падора снова остров. Видно, что ниже острова сильное волнение. Решаем уйти в правую, более короткую протоку, но все сбрасывается в левую основную протоку. В правой протоке метровые жесткие валы. Ниже острова зыбь. Валы ходят во всех направлениях. Под обрывистым ПБ мощное улово. В километре ниже снова вал и прижим к ПБ. Скорость течения более 15 км/час.,вал 1,5 м. Валы можно обойти вдоль ЛБ. Сходу проходим Венчальное улово. С улыбкой вспоминаем, чти пишут о нем будто вырваться из улова почти невозможно. Проходим по центру левого, наиболее мощного водоворота. На сбое струй чуть подтопило поплавок, но еще гребок и мы выходим в струю. Участок реки от Парамского порога до Оронского пузыря видимо самый "скоростной". На отдельных участках скорость здесь до 20 км/час. Средняя суммарная скорость реки и работающего экипажа 15 км/час. Ниже поселка Каралон еще небольшая шивера и дальше река успокаивается. Входим в Оронский пузырь. Стараясь не проскочить протоку к озеру держимся ПБ и как только она открывается сразу ныряем в нее. Над озером возвышается круглая, как сахарная голова, вершина, видимая еще от Венчального улова. Проходим по озеру 4 км и останавливаемся на прекрасном мысу. Площадка маленькая, но для двух палаток и костра места хватило. При подходе к мысу видна мраморная плита. Она поставлена в память о туристах УПИ, погибших в 1961 году на р. Сыгыкте, впадающей в оз. Орон. Вода в озере прозрачная, теплая. Это одно из красивейших озер. Через два часа после отчаливания доходим до Американки ( шивера № 23).Вдоль ЛБ быстроток наваливается на берег и образует мощные валы. Ближе к центру валы ниже, а у ПБ их почти нет. Дальше вода течет единым руслом, почти без волнения до самого порога. В двух километрах выше порога на ЛБ берега среди леса водопадными каскадами струятся два ручья. Перед самым порогом со склона горы ЛБ тянется длинная светлая осыпь. В русле два больших камня: один почти в центре русла, второй у ЛБ. Правый в очень большую воду возможно заливается. Увидев эти ориентиры нужно идти к ЛБ. Сразу за выступом скалы открывается бухточка и песчаный пляж. Плавсредства лучше поставить в бухточку, вдоль берега можно сходить осмотреть порог. Делюн-Оронский порог находится на прямом участке реки. Образован он уступом плиты, лежащей по всему руслу. Уступ к оси реки расположен под углом в 40-45°. В правой части, после уступа, пенная яма с хаосом валов. Под ЛБ есть чистый слив шириной метров 40 . Ниже слива валы до 2 метров. В обход порога есть протока 15-18 метров шириной. В малую воду она пересыхает. В случае обноса от места остановки плавсредств нужно пройти метров 200 до конца завалов в протоке Дальше можно плыть по протоке.
Участок №6. Делюн–Оронский порог – г.Бодайбо (229км)
Ниже порога препятствия не представляют интереса. Река течет быстро. Ширина реки 300 - 400 метров. В 8 км ниже Амалыка впадает очень красивый правый приток. Сюда приезжают на моторках ловить хариуса . Правда места для стоянки почти нет. Когда смотришь на водослив этого притока, трудно поверить, что это творение природы, а не рук человека. Шивера № 27 совсем залита. Шивера № 28 только на участке метров 200 имеет вал около 0,7 м. Около двенадцати поднялся сильный встречный ветер. Скорость резко упала.
В Нерпо узнали, что катер перестал ходить из Нерпо еще лет 15 тому назад.
Ниже Нерпо скорость течения 6-7 км/час . По явились знаки обстановки. В 30 километрах от Нерпо большая, но заброшенная деревня Синюга, еще через 23 км тоже заброшенная деревня Прониха. В Бодайбо подошли прямо к речному вокзалу.