1. река Верхняя Ангара - Общее описание

    2. река Улькан - Общее описание

    3. озеро Байкал + река Улькан - Дневник похода - 1

    4. озеро Байкал + река Улькан - Дневник похода - 2

    5. река Киренга - Общее описание

    6. река Киренга - дневник одного из доБАМовских походов

    7. Олег Панин - 2009 год - начало 4500км одиночного байдарочного похода
    от Северобайкальска до Дудинки




река Верхняя Ангара

      Протяженность сплава от Уояна до Нижнеангарска: 200 км
      Продолжительность: 10 дней
      Сезонность: июнь - август
      Категория сложности: I или II
      На самом севере Байкала в него впадает река Верхняя Ангара. Она начинается на склонах Северо-Муйского хребта, углубляется в ущелье, где имеет ряд порогов, и в 300 км от истока выходит в Верхнеангарскую заболоченную котловину. Здесь река в продолжение 160 км спокойна. Затем на протяжении 50 км прорывает Верхнеангарский хребет, выходит в заболоченную прибайкальскую низменность и через 120 км впадает в Байкал. Верхняя Ангара судоходна до эвенкийского селения Уоян, где она - широкая, многоводная, с быстрым течением, чистой прозрачной водой. Долина реки тут очень обширная, сильно заболочена, группы деревьев окаймляют окна воды и тонкие зеленые коврики травы. Тайга почти не тронута человеком.
      Поход от Уояна до Нижнеангарска можно совершить на любом туристском судне. Нижнеангарск связан с Уояном авиасообщением, кроме того, 2-3 раза в неделю туда ходит катер. Скоро в Уояне будет одна из железнодорожных станций БАМа. Ввод в строй этой магистрали сделает доступным верховье реки, позволит проложить здесь много новых туристских дорог.
      Источник: "Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М., "Физкультура и спорт", 1976.


река Улькан

      Протяженность пешей части: 40 км
      Протяженность сплава: 250 км
      Продолжительность сплава: 10 дней
      Сезонность: июнь - август
      Категория сложности: III
      Река Улькан начинается на западных склонах Байкальского хребта. Отправной точкой маршрута может служить село Байкальское, куда можно доехать на пароходе "Комсомолец" от порта Байкал или на попутных моторных лодках от Нижнеангарска, куда летает самолет из Улан-Удэ. От Байкальского нужно проплыть по Байкалу на юг около 50 км "своим ходом" или на попутных рыбацких лодках.
      Возможны два варианта волока на Правый Улькан. Первый - от губы Мужинай по тропе с выходом на реку Мужинай (впадает в Байкал), затем вверх по этой реке до того места, где она меняет направление с северного на восточное. Здесь тропа уходит на запад и поднимается к перевалу в Байкальском хребте. Перевал не сложный, спуск с него приводит к истокам реки, которая тоже называется Мужинай, но является одним из истоков Правого Улькана. Второй путь короче, но труднее - он идет вверх по реке Молокон. Троп здесь практически нет, перевал через Байкальский хребет более сложный.
      Сплав на байдарке или резиновой лодке возможен только после слияния двух истоков Правого Улькана - Мужиная и Молокона. Вначале река сильно петляет, имеет большие уклоны, стремительное течение, массу завалов. Лодки или байдарки приходится часто переносить по берегу. В верховье хорошая рыбалка.
      После слияния Правого и Левого Улькана мощность реки значительно увеличивается, ниже сплошные завалы отсутствуют. Отсюда можно плыть на плоту, соблюдая предельную осторожность: проходы между грудами деревьев очень узки. На реке Киренге, в 3 км выше впадения в нее Улькана, стоит деревня Тарасово, отсюда 75 км спокойного плавания до села Казачинское. От Тарасова до Казачинского ходят моторные лодки. Из Казачинского летает самолет в Иркутск.
      Источник: "Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М., "Физкультура и спорт", 1976.


озеро Байкал + река Улькан - Дневник похода - 1

      Все выходные дни зимы 1982-1983 годов мы посвятили изготовлению катамарана. Опыт прошлых походов показал, что байдарки Салют и Таймень черезмерно тяжелы для походов с протяженными подходами к началу сплава, оболочки байдарок уязвимы при прохождении шивер и порогов. Плот ПСН-6, на котором мы прошли по Суринде, Каре-Усе и Суле мало пригоден для сплава, так как имеет малую скорость, сильно парусит при встречном ветре, а ветры в походе всегда встречные. К тому же плот, даже облегченный, весит около 45 кг. В туристской литературе появились описания самодельных катамаранов, которые мы тщательно изучили и решили построить свой катамаран
      Баллоны катамарана мы склеили из прорезиненной ткани причем продольные швы проклеили снаружи и изнутри накладными полосками. Для того, чтобы швы баллона не испытывали растяжения, баллон помещается в оболочку из капрона от тормозного парашюта. Для защиты оболочки от острых камней на баллон с оболочкой снизу надевается галоша из старого дакронового паруса. Длина баллона 4 метра, диаметр - 50 см. Огрузка катамарана с полной нагрузкой не более 10 см. Вес двух баллонов с креплениями и палубой 17 кг, каркас из дюралевых труб весит 10 кг. Итого вес катамарана с каркасом 27 кг. При походах в лесистой местности - 17 кг. Баллоны, палуба, мех для накачки, ремнабор и вязки помещаются в малой парашютной сумке. Для каркаса пошит чехол из брезента.
      Для похода с катамараном мы выбрали приток Киренги реку Улькан. В лоции из книги Водные маршруты СССР, азиатская часть мы прочли, что Улькан - река рыбная. Наши походы прежде всего связаны с рыбалкой. Технику водного туризма мы осваивали для того, чтобы выйти на рыболовные места. Время похода выбрали с 15 августа по 15 сентября 1983 года. Группа состояла из Василича, Володи Минца, Миши Нестерова и Саши Чумака. У всех был опыт дальних походов.


озеро Байкал + река Улькан - Дневник похода - 2

      15 августа поездом Рига-Москва доехали до Москвы.
      16 августа поездом Москва-Лена выехали на станцию Лена. Устроились хорошо. Володя Минц устроил нам сюрприз, выставив по случаю моего дня рождения бутылку коньяка. Когда домашние подорожники закончились, решили сухую колбасу, что взяли для питания в дороге оставить для похода, а кормиться тушенкой. Это было правильное решение, потому что пешая часть похода неожиданно значительно удлинилась и пришлось бы нести более тяжелый вес.
      20 августа приехали в Усть-Кут ( станция Лена и пристань Осетрово ). Пристань Осетрово - начало пароходного сообщения по Лене. Вечером того же дня поездом Братск-Кунерма выехали на Кунерму.
      21 августа утром приехали на станцию Кунерма. Дальше регулярного пассажирского железнодорожного сообщения не было, по БАМу было только рабочее движение. Было воскресенье, вахтовки не ходили, весь народ потянулся к грузовому составу и устраивался на платформах, женщины и дети поднимались в кабину тепловоза. Побежали и мы к платформе с бетонными сваями, там уже сидел парень. Он принял рюкзаки, устроились мы на сиденьях из досок. Познакомились с парнем. Это был Лисичников Олег Валентинович, инженер туннельстроя и секретарь комсомольской организации. Олег ездил на день рождения матери, угостил нас пирогами, рассказал о строительстве БАМа, о родиоле розовой, о бадане - лекарственной траве, рассказал о обходной дороге, по которой мы ехали, показал ажурный удивительный железнодорожный мост. К 16 часам приехали в Северобайкальск, Олег провел нас по магазинам, где мы докупили продукты, и предложил остановиться у него в общежитии. В общежитии устроились хорошо, приготовили туристский ужин и то, чем его запить, хорошо посидели, познакомились с молодежью. Олег уточнил наш маршрут и сказал, что попробует помочь нам устроиться на катер до Горячих ключей. Это недалеко от мыса Котельниковский.
      22 августа. Утром Олег сходил по начальству, приехал на газике и после завтрака доставил нас на пристань, представил капитану катера. Выход катера предполагался на 15.00. Ребята искупались в бухте, вода градусов 10-12, потом пообедали в рабочей столовой. К 15ч пришли на катер, устроились и в 17ч вышли на Горячие ключи, где у тоннельщиков была база отдыха. На базу пришли поздно ночью, поставили палатку и хорошо выспались.
      23 августа. Утром приготовили завтрак, познакомились с базой отдыха, искупались в горячих ключах, собрали материал для каркаса, первый раз на Байкале собрали катамаран и вышли. Шли то на веслах, то бечевой.Нашли немного ягод княженики, познакомились с каменными реками и реками, что весной перегораживают свое русло камнями с гор, образуя озерки. Дошли до маяка-автомата на мысе Котельниковский, познакомились с геофизиками, чей лагерь был недалеко от устья Куркулы, уточнили наши кроки по их картам и заночевали рядом с ними.
      24 августа. Дошли до Куркулы, фотографировали, безрезультатно ловили рыбу. Собрались и пошли дальше. Погода все дни была солнечная, теплая. Прошли примерно 20 км. Повстречали лесника, который было начал приставать, но получив вежливый отпор, отстал. Ловили хариуса на перетягу, один на берегу, другой на катамаране, на уху наловили. Под вечер увидели двоих пеших туристов, они шли с Онгурена в Северобайкальск, шли ходко, к нам не подошли, сказали что торопятся.
      25 августа. Пошли на веслах, надоело обходить мысы и бухты бечевой. Поначалу было боязно, потом осмелели, ближе к полудню дошли до мыса Мужинай, разгрузились. На берегу была моторка с двумя моторами. Недалеко от берега стояли две избы и сеновал. На пороге одной избы увидели двух охотников с карабинами. Про охоту не спрашивали, спросили про перевал. Тропа к перевалу начиналась за избами. Разобрали катамаран, загрузились и пошли. Идти было тяжело, жарко. Дошли до реки Мужин, расположились рядом с тропой, на тропе развели костер, потому что трава была выше пояса, сварили ужин, поели, поставили палатку и легли спать.
      26 августа. После завтрака и сборов пошли по тропе вдоль Мужина. Тропа торная, с заметным подъемом в гору. Дошли до подножия хребта, где Мужин поворачивал от тропы вправо ( на север). Тропа пропала. Решили стать лагерем, поскольку очень устали, поужинали и рано легли спать.
      27 августа. После завтрака Миша и Саша пошли искать тропу на перевал. К обеду вернулись мокрые, тропу нашли, увидели, что тропа промаркирована каменными пирамидками из нескольких камней. Пирамидку от пирамидки видно хорошо. Вечером отметили день рождения Миши.
      28 августа. Позавтракали, собрались и пошли на перевал. Трава высокая, мокрая, достаточно быстро вышли к маякам, нашли тропу и пошли от маяка к маячку. Перевала, собственно, нет. Тропа серпантином поднимается по уступам. К часам 12 поднялись на плато, оказались выше облаков. На плато было ветренно, холодно, сыро. Ребята замерзли. Наломали кедрового стланника, развели костер, вскипятили чай, согрелись и пошли вверх. На вершине заметили гурий, сняли записку геологов, оставили свою и пошли вниз к ленскому Мужину. Спуск становился все круче. Я спотыкнулся и упал. Ребята подняли, хорошо, что обошлось без травмы. К 16 часам спустились к берегу Мужина, встали лагерем.
      29 августа. Приготовили завтрак, перебрали продукты, все сохранно и достаточно для продолжения пути. Подошли два парня, один с прибором, другой с карабином, сказались геофизиками.Мы напоили их чаем, они угостили нас хлебом, пояснили дорогу до лагеря геологов, на что я не обратил достаточного внимания. Тропа по их словам шла на удалении от реки, а мы рассчитывали на сплав, уж очень тяжелые были у нас рюкзаки. Потом на кроках и карте была показана тропа вдоль Мужина и Улькана, которая шла до Карама, что на Киренге. Уложились и пошли вдоль Мужина, сплавляться не было возможности, река мелковата. Дошли до зимовья, что в устье ручья, впадающего в Мужин. Зимовье низкое, рядом с зимовьем коптильня. Миновали зимовье и пощли по тропе дальше. Тропа пересекла Мужин и ушла налево. Это нас озадачило. Оставили Сашу и Мишу и с Володей пошли на разведку. Тропа вновь уходила в горы, была свежей, затесок и зарубок на ней не было. Видимо тропу набили геологи и геофизики, что работали в ту пору на Байкале. Надо было обдумать ситуацию. Вернулись к ребятам, затем встали лагерем у зимовья.
      30 августа. Решили идти без тропы по лесу, придерживаясь реки. Лес старый, перестойный, много упвших деревьев от возраста и ветра. Чтобы пройти 100 метров, приходилось проходить 500-600 метров при обходе препятствий. Саша решил прорубаться в буреломе, срубая сучки и устраивая перелазы. Перелезать с рюкзаком необхватные стволы было тяжело. Через 4-5 км Мужин стал доступен для проводки катамарана. Собрали катамаран, пошли проводкой по реке. На удивление река была пустая, никакой живности, ни рыбы , ни рыбешки. Так, придерживаясь за катамаран прошли километров 15. Во второй половине дня на берегу заметили двух женщин в полевой одежде. Они умывались. Это были геологи. Их лагерь стоял на высоком месте. Незадолго до встречи я упал в воду, весь вымок. Геологи предлагали попить чаю, обсушиться, угостили нас кедровыми орехами. Мы поблагодарили их и пошли дальше в путь. Геологи сказали , что нам не позавидуешь, имея в виду трудную реку и пояснили причину отсутствия рыбы. В прошлые годы здесь поработали геофизики, которые исследовали недра с помощью взрывов, а взрывы производили в реке, так лучше звук распространяется. Отошли от лагеря геологов на 2-3 километра и встали лагерем. Обсушились. Бивак опять был на низком берегу, что, вообще говоря, недопустимо из-за ливневых паводков.
      31 августа. Прошли проводкой примерно километр и встретили большой высокий завал. Остановились, разведали дорогу дальше и обнаружили, что завалы следуют один за другим. Разобрали катамаран и пошли по бурелому в месту слияния Мужина с Молоконом. Во второй половине дня дошли, встали лагерем, решили отдохнуть.
      1 сентября. Собрали катамаран, пошли сплавом по Улькану. Навыков сплава не было. Чуть было не напоролись на корягу, Саша, отталкиваясь от коряги, упал в воду. Пришлось сушиться. Продолжили сплав. Река бойкая, течение быстрое , уклон заметен на глаз. В воде много камней, многие из которых мы пропускали между баллонами. Шли легко. На байдарке было бы значительно труднее. Стали на ночь перед первым болотным участком на хорошо обжитом сухом берегу высотой метра полтора. По кострищу судя и по банкам, здесь стоял лагерь геологов. Они неукоснительно соблюдают инструкцию по установке лагеря на высоких берегах. Видели косулю, ловили безрезультатно рыбу на спиннинг, признаков наличия рыбы в воде не было. По впадающей справа Куркуле определили свое место, привязались к карте.
      2 сентября. Постепенно налаживался быт, протоки вновь начали соединяться в одно русло. Довольно скоро река принесла к первому завалу на Улькане. Высота завала более 3 метров, длина около 150 м, стволы в завале перемешаны с глиной и песком. Все пространство, насколько хватало взгляда, представлялось болотом с медленно сочащейся под завал водой. Пошел дождь, мелкий, нудный, стало холодно. С трудом выгребли назад метров на 250 к высокому песчаному острову по левому берегу, выгрузились. Миша развел костер, мы с Сашей и Володей свалили сухостоину, поставили две нодьи на удалении метра три друг от друга, обогрелись, обсушились, приготовили ужин. Одну нодью разобрали, разложили на песке и хорошо его прогрели. Застелили песок ивовыми ветками и травой и поставили на нем палатку. Ночь спали в тепле, а утром заметили, что капроновое дно палатки слегка подплавилось, потому что поленились натаскать побольше веток и травы. К утру дождь перестал, собрались, сплавились до завала, зачалились, разгрузили катамаран. Миша и Саша взяли катамаран на головы и решительно перелезли через завал, потом мы перенесли вещи. Разведали Улькан и челноком перенесли вещи на берег. Для катамарана прорубили проход. При второй ходке обнаружили, что по нашим следам прошел медведь. К счастью, встреча не состоялась. Перелаз и переноска вещей заняли много времени. Собрали катамаран, загрузились, однако не прошли и полутора километров, как встретили очень опасный участок в виде буквы S, в изгибах которой были большие заломы с торчащими сучками и кольями без отбойной волны. Это значит, что часть воды уходила под заломы. Пришлось остудить пыл Миши и спустить катамаран на чалках, передавая их друг другу по эстафете. Прошли это препятствие и пошли дальше. На Байкале и вообще в южных широтах темнеет быстро, сумерки короткие, времени для выбора стоянки не было. Устроились на галечной косе под ильмами. Катамаран привязали к дереву и вынесли на берег. Всю ночь с Володей следили за уровнем воды. Опасались ливневого паводка. Погода стояла дождливая, дождь лил либо с утра до обеда , либо с обеда до утра.
      3 сентября. Вышли в 10ч. Снова завалы, но реже и слабее в виде группы деревьев или отдельных деревьев. Иногда удавалось протолкнуть катамаран под завалами, раза два обносили. В некоторых завалах были пропилы, сделанные наши предшественниками. При обносах нашли много рыжиков, а я к тому же порвал сапог. После слияния с Левым Ульканом завалы исчезли. Стояли у нового зимовья, рыжики варили отдельно, так как Володя грибов не ест.
      4 сентября. Встали без дождя.Улькан чист, без завалов, только изредка бомы по берегам, берега высокие метр-полтора, по берегам лес - кедр, лиственница. К обеду пришли к устью Шоны. На правом берегу Улькана, напротив устья Шоны есть хорошее зимовье, с печкой, нарами. В зимовье нашли старую вареную картошку в мундирах, сочли ее съедобной и с удовольствием съели. Затопили печь, поначалу она дымила, потом разогрелась, в зимовье стало тепло. Поужинали и хорошо выспались.
      5 сентября. Напилили дров взамен сожженных, оставили в подвешенном мешочке вермишели и соли со спичками взамен съеденной картошки, стали готовиться к выходу. На деревянной лодке с мотором подошел к зимовью человек. Он представился профессиональным охотником. В лодке у него сидела лайка. Охотник из воды не вышел, стоял рядом с лодкой и так, чтобы мог быстро взять ружье, видимо опасался нас. Рассказал о местности, о варнаках и бомжах, что бродят по тайге, об опасностях, с ними связанных. Мы расспросили его о рыбалке, о хариусах. Охотник сказал, что хариуса в Улькане почти нет, зато очень много валька. Валек - рыба из сиговых, питается донными насекомыми и на удочку и блесну не ловится. Действительно, вода иногда бурлила от хода валька, но наловить его можно было только сетью. В конце разговора, составив о нас представление, пригласил к себе в гости. Зимовье у него на Шоне, там есть хорошая рыбалка. Мы решительно отказались, времени было мало и обстоятельства к этому не располагали. На вопрос, далеко ли до станции Улькан, ответил, что дней 5 ходу. С тем и попрощались. Сплав трудности не представлял, скорость течения примерно 6 км в час, пытались рыбу ловить, но увы. Прошли метеостанцию по левому берегу. Метеостанция в автоматическом режиме за забором, изба заброшена, на заборе мольба ничего не ломать. На подходящем месте, где много кедра, встали лагерем. Кедровые шишки уже созревали, а вот достать их было совсем не просто. По берегам нашли черную смородину. Такой сладкой и крупной ягоды мы больше нигде не встречали. Ели смородину до оскомины.
      6 сентября. Сделали колот из сырой березы, набили орехов, вечером на костре обожгли. Ночевали в старом зимовье. Ночью пошел дождь, крыша потекла, натягивали тент над спальными местами, спать в зимовье не понравилось. Вечером река буквально кипела от рыбы. Миша и Саша какие только блесны не пробовали, все безрезультатно. Это был валек.
      7 сентября. К 10 утра собрались и вышли. Во время остановок для перекуров пока ребята курили я набирал для них по литру сладкой черной смородины, так много ее на берегах Улькана. Во второй половине прошли довольно заметный бом по левому берегу, на нем стоял рыболов и на мушку ловил хариуса между бревнами. Чуть ниже бома была хорошая высокая отмель, на ней мы и встали. К вечеру подошел рыболов и угостил нас хариусами. Они были потрошеные, но с чешуей. Из таких вот хариусов Володя сварил уху, а я не доглядел, но ничего, уху съели, хариусы всем понравились.
      8 сентября. По утру подкачали катамаран и ходко пошли вниз. Дошли до устья Кунермы, там по карте деревня показана, однако признаков жилья мы не обнаружили, пошли дальше. На подходящей отмели встали на ночь. Продукты было достаточно, однако колбасный суп из сухой колбасы Мише и Саше надоел, а кубики кончились.
      9 сентября. Прибыли на станцию Улькан. Разгрузились и обсушились на насыпи. Сварили концентрированную манную кашу и какао, поели, собрались и пришли на вокзал. Поезд Лена-Москва уже не ходил, остался Лена-Красноярск. К нашему приходу на вокзал все поезда ушли. Договорились с кассиршей и купили билеты Улькан-Красноярск с местами на поезд Лена-Красноярск. Ночь переночевали в креслах, одев на ноги спальники.
      10 сентября. Поездом Лена-Кунерма приехали в Усть-Кут. Сходили на пристань Осетрово, купили в дорогу коньяк, с удовольствием попили ангарское пиво с очень вкусными шашлыками из среднеазиатской баранины. В поезде познакомились с двумя рыбаками из Братска, они рыбачили на Киренге у родственников, рыбалка у них была отличная. Добирались до родных самолетом и моторкой. Обменялись с ними адресами.
     
      Более подробную информацию можно получить у автора nestav@yandex.ru,
      фотографии на сайте pohody1.narod.ru


река Киренга

      река Иркутской губернии, Иркутского и Киренского округов, вытекает с северо-западного склона Байкальских гор и верховьями своими близко подходит к верховьям реки Лены. В начале река течет с юго-востока на северо-запад, затем поворачивает к западу до впадения в нее слева реки Шоны, откуда течет к северу до устья реки Ханды, здесь отклоняется к востоку до деревни Карам, отсюда направляется на северо-северо-восток, не доходя левого притока своего, реки Гарбич. Вообще К. имеет крайне извилистое течение, делая множество петель и изгибов. Длина течения реки до 525 верст; ширина К. различна, в низовьях до 1/2 версты и при устье до 300 саженей. Местами река мелководна, но в нижнем течении имеет до 5 аршин глубины. Вода чистая и прозрачная; дно реки каменистое и порожистое, течение быстрое, причем река во многих местах образует пороги, переборы и шиверы, вследствие чего она только лишь в низовьях своих становится судоходной. Долина К. неширока, в верховьях же она течет в чрезвычайно узкой, горной долине. К. изобилует рыбой, главными породами которой служат: стерлядь, таймень, ленок, хариус и ерш.
     
      Стоит развернуть карту нашей области, как сразу бросается в глаза обилие больших и малых рек, озер, морей-водохранилищ, таежных речушек. Одни из них за шестьдесят лет твоего рыбацкого века сделались родными, о других только наслышан. И, естественно, рыболова тянет на такие из них, которые еще не обжиты, где водную гладь не бороздят моторки и суда и где рыба еще не обучена разбираться во всех тонкостях рыболовного искусства.


река Киренга - дневник одного из доБАМовских походов

      Бежит с северных скатов Байкальских гор быстрая, порожистая Киренга - приток Лены. По рассказам бывалых людей, она богата разнообразной рыбой, особенно хариусом, ленком, тайменем. Давно у меня крепло желание побродить со спиннингом по плесам и перекатам этой таежной реки, но путь до нее неблизкий, и попасть туда в те времена было непросто.
      Счастливый случай представился летом 1957 года, когда у нас в доме встретились отпускники, заядлые рыболовы Николай Леонидович Сквирский, москвич, мастер спорта по спиннингу, Георгий Иванович Михалев, тогда директор начальной школы в селе Тарасове Казачинско-Ленского района. Проживший на Катанге несколько лет и хорошо знавший ее верховья, Георгий Иванович любезно пригласил нас к себе.
      Самолет Ан-2 довольно быстро доставил нас в Карам. В этом большом селе приобрели доски, инструмент и, не теряя времени, занялись изготовлением лодки. Через день лодку спустили на воду. Тщательно просмоленная, она была хороша на ходу, поднимала достаточно груза.
      Солнечным утром мы отправились в путешествие. Провожающие пожелали нам хорошего отдыха и успешной рыбалки, а один из карамских спиннингистов не преминул поделиться с нами своей "бедой", случившейся этой ночью на рыбалке. Накануне он смастерил искусственную мышь из шкурки дикой косули. В темноте ее взял крупный таймень, сумевший не только утащить примаку, но и вырвать из рук растерявшегося рыболова удилище с катушкой и утопить их в улове. Обещая учесть этот горький опыт, мы отчалили от берега навстречу неизведанным переживаниям и с надеждой на охотничье счастье.
      Киренга в верхнем течении очень стремительна и изобилует крутыми поворотами. Вода светлая, красноватого оттенка. Берега в основном крутые, с отвесными скалами, сплошь покрытые лесом - лиственницы, кедры и невиданной высоты ели стеной стоят около самой воды, а там, где берега подмыты, эти исполины каким-то чудом держатся корнями за землю, наклонившись над рекой так, что разлапистые ветви загребают воду.
      Проплыв несколько километров, мы за одним из многочисленных поворотов увидели одинокую юрту. Она стояла на небольшой поляне и по внешнему виду напоминала круглый шалаш. Жилье пустовало, и мы решили здесь переночевать, отдохнуть. Мои спутники занялись организацией костра и ужина, а я, наладив верховую мушечную снасть, взял спиннинг и пошел к реке. Первый заброс на незнакомом плесе. Что он принесет? Не успел натянуть настрой с четырьмя ангарскими искусственными мушками, как почувствовал резкий рывок: через несколько секунд у меня в руках был киренгский хариус. Он очень отличался от нашего ангарского. Был значительно меньше по размерам и иной расцветки. Голова различных фиолетовых оттенков, брюшко золотистое, а все тело матового серебра с крапинками. Не прошло и получаса, как рыбы было поймано на хорошую уху. Начало удачное, и река стала казаться не такой уж угрюмой и безжизненной.
      А утром снова в путь по перекатам, плесам, стремнинам. Теперь была уверенность, что приехали мы сюда не зря. Киренга не обидит рыболова. Постепенно выработался режим дня. Ночлег у большого, глубокого плеса, чтобы вечером и утром проверить, есть ли таймени, побороться с ними, днем плыть дальше и попутно ловить ленка и хариуса. Уловы были удачны, но особенно крупных тайменей пока не попадалось.
      Однажды днем проплывая около огромного, нависшего над водой куста черемухи, я метнул под него блесну. Выждав секунд пять, пока тяжелая, колеблющаяся блесна из латуни опустится на дно, я начал подмотку лесы. Сделав несколько оборотов, катушка остановилась. "Видимо, коряга или крупный валун,-подумал я,- не потерять бы блесну". К тому времени наша лодка, наверное, немного набрякла от воды, немного потяжелела из-за пойманной рыбы и зримо осела. По совету Николая Леонидовича, по бортам мы закрепили сухие еловые ваги, и наша "Кон-Тики" потеряла скорость и маневренность. Против течения на веслах ее не поднимешь, шест не достает дна. Прощай, блесна!.. Однако в самый критический момент "коряга" оторвалась от дна и пошла вниз по течению значительно быстрее, чем лодка. На нашем суденышке началось что-то вроде паники. Сквирский, как более опытный, дал команду причалить к берегу и вываживать попавшегося тайменя на песок. Георгий Иванович, еле справившийся с неповортливой лодкой, второпях чуть не опрокинул ее, а я, позабыв обо всем на свете, не сводил глаз с огромной рыбины. Тем временем мы приткнулись к кустам, и я выскочил из лодки на песчаную косу.
      Сматывая лесу на катушку, я старался завернуть рыбину к берегу. После упорной борьбы это наконец удалось, и вот более чем метровый красавец лосось боком подходит к уступу подмытого берега. Казалось, устав бороться, он уже сдался, но Николай Леонидович, зная повадки крупных тайменей, предупреждает, что в нем еще много силы, а отдыхая у берега, он восстановит ее полностью и еще долго будет сопротивляться.
      И к немалому моему удивлению, Сквирский попросил Георгия Ивановича бросить в тайменя камень, но так, чтобы не задеть лесы!.. Растерявшийся учитель не нашел подходящего камня, а выдрал из песка сырой сук и швырнул его в тайменя. От стремительного броска рыбы катушка разматывалась, обжигая пальцы. Стравив метров тридцать лесы, я остановил хищника и начал снова подводить его к берегу. Затем пришлось повторить ту же самую процедуру, но не в столь стремительном темпе. И вот снова таймень стоит на расстоянии двух метров от нас и мирно шевелит ярко-красным оперением и жаберными крышками.
      - Надо убить его морально, - сказал Николай Леонидович и попросил потуже натянуть лесу и рукой постучать по удилищу. После этого утомленная рыба, собрав последние силы, сделала несколько отчаянных прыжков-"свечек" - в воздух. Затем таймень, не сопротивляясь, пошел к берегу, где мы его и забагрили. Победа!.. Но, глядя на распростертого на песке красавца, с которым мы втроем боролись более получаса, мы испытывали чувство неловкости и грусти.
      В этот день мы проплыли деревню Гарынь, миновали Мунок - большое селение, разместившееся на крутом правом берегу Киренги. Между ними в тайге была проложена тропа с уходящим вправо ответвлением на реку Улькан.
      Стояла ясная теплая погода, какая нередко бывает в этих краях в конце лета. На ночевках и дневных остановках мы не упускали случая полакомиться спелой черемухой, черной смородиной и другой ягодой, которой здесь было несметное количество.
      Врезалась в память и сказочная картина берегов села Тарасова. С правой стороны, из густой чащи леса, выступали на реку каменные столбы, изваяния, а то и целые замки. Некоторые столбы имели причудливые формы, и иногда их основание в поперечнике было меньше, чем середина или вершина. Казалось, достаточно небольшого толчка или выстрела, и эти 80-100-метровые громады рухнут в реку.
      Вот и Тарасово. Дом Георгия Ивановича, где мы остановились, выходил окнами прямо на реку. Пролетит ли стая уток, вспорхнет ли на противоположной стороне рябчик, или взыграет рыба на плесе - все это можно было увидеть из окна, сидя за столом в уютной комнате.
      Прожив у гостеприимного хозяина несколько дней, мы уже вдвоем решили подняться по Улькану. Снарядив лодку большего размера, чем та, которую смастерили в Караме, мы зашли на ней в устье Улькана. Здесь сразу же встретились с невероятной скоростью воды. Работая двумя шестами, с превеликим трудом одолевали шиверы и перекаты, часто отдыхая на тихих плесах.
      Тайга здесь оказалась еще мрачней и непроходимее, чем на Киренге. Правый скалистый берег был загроможден валунами, обросшими серым мхом и черным лишайником. Дремучие заросли кедровника и ельника, захламленные буреломом, несомненно, давали приют немалому количеству медведей, следы которых довольно часто встречались на прибрежном песке и в зарос' лях смородины.
      На верховые искусственные мушки по-прежнему ловили только хариусов для ухи. Здесь они гораздо крупнее, чем на Киренге. Однако, несмотря на обилие рыбы, из имеющихся у нас верховых мушек в ход шли только черные с желтым хвостом, коричневые и темно-бордовые с барсучьим волосом или с петушиным пером.
      На второй день пути мы причалили к устью небольшой речки. Улькан здесь "кипел" от всплесков каких-то небольших рыб. Оказалось, что это косяк сигов, спускающихся в Киренгу. Все наши попытки поймать хотя бы одного из них не увенчались успехом. Зато, поднявшись выше, мы попали в царство ленков. Круто уходящее вниз дно ямы было покрыто темным шерлоном и захламлено коряжником. О блесне нечего и думать!.. Решили попробовать ловить с лодки впроводку. Оснастив удилища ангарским настроем и наплавом и привязав к поводку крупную искусственную мушку, мы пустили в первый путь нашу снасть. Думая, что отошедший от лодки наплав скрылся под водой, задев что-то, я чуть потянул его на себя, но оказалось, что взял ленок. После нескольких оборотов катушки он благополучно сошел, или, как говорят рыбаки, "отстегнулся". То же повторялось почти при каждой проводке, когда за одну из них наблюдалось до шести поклевок и по два-три схода. Ленково-тайменные мушки у нас были изготовлены на крючках № 8,5 с длиной цевья 26 мм, которые предназначены для ловли рыбы на Ангаре. Там они себя оправдали, но на Улькане, видимо, из-за меньшей глубины и большей скорости течения на ямах и исключительной прозрачности воды, крупные мушки захватывались рыбой не полностью, поэтому так много было сходов. Пойманные ленки отличались от киренгских более крупными размерами и темной окраской.
      Поднявшись еще на несколько километров выше, мы остановились на острове, разделявшем Улькан надвое. К немалому нашему удивлению, на этом острове росли самые обыкновенные липы. Какой судьбой занесло их в этот суровый край и как они прижились здесь, приходилось только гадать.
      На одной из остановок нас заинтересовал большой и глубокий плес, где на наших глазах всплеснулся таймень. Тихая погода, яркое солнце не давали надежд на успех при ловле на блесны и "чертиков", и мы решили попробовать наши ленково-тайменные мушки. Вскоре мы убедились, что искусственных мушек таймени днем берут охотнее и вернее, чем ленки, поэтому сходов почти не бывает. Из-за большой пасти, куда захватывается почти вся мушка, и невероятной крепости губ этим хищникам очень редко удается избежать подсачка или крюка.
      Из имеющегося запаса ленково-тайменных мушек самыми ходовыми оказались бордовые с бронзовой повихой, чисто-белые с малиновой повихой и табачного цвета с желтым хвостом. Все мушки изготовлены на одинарных и тройных крючках, расшиты окрашенным конским волосом и волосками из шкурки барсука.
      В середине сентября мы возвратились в Тарасово. Излишки рыбы сдали в мастный магазин коопторга и собрались домой. Теперь нам предстояло до Казачинска спускаться на моторке, а оттуда добираться до Иркутска самолетом.
      Непредвиденное событие задержало нас в Тарасове. Из районного центра было получено сообщение, что в адрес таежного колхоза "Сибиряк", объединявшего деревни Юхту, Тарасове и Мунок, водным путем была отгружена автомашина ГАЗ-51. Событие по современным понятиям столь маловажное, что упоминать о нем просто неуместно. Но в этом далеком колхозе в то время не было ни одной автомашины, и некоторые, особенно дети, в "живом" виде ее еще не видели. В колхозе, имеющем пахотные земли и сенокосные угодья, имелся единственный маломощный трактор, который с трудом справлялся с двухлемешным плугом, а за все остальные хозяйственные работы отвечали выносливые сибирские лошади.
      Автомашина должна была прибыть на самоходной барже, так как, кроме водного пути и вьючных троп, другой связи колхоза с райцентром не имелось, хотя находился он всего в семидесяти километрах от Казачинска.
      Не было в хозяйстве и шофера, тракторист же не осмеливался принять новую технику, и председатель обратился к нам с просьбой принять от капитана прибывшую автомашину и помочь колхозу в вывозке урожая. По прогнозу, ожидалось резкое ухудшение погоды, которое обычно сопровождается обильным снегопадом. Согласившись на просьбу председателя, мы остались ожидать самоходку.
      Чтобы не пропустить торжественного момента ее появления, за околицей, на крутом берегу Киренги, постоянно дежурили шустрые подростки. Но потом оказалось, что эти меры были излишними: шум двигателя и сирена, возвестившая о ее подходе, собрала на берег все население. Кто-то даже вынес Красное знамя из сельсовета. Трудно передать словами волнение толпы, когда из-за последнего поворота показалась долгожданная баржа. Приготовившиеся аплодировать люди с нетерпением вглядывались в приближающуюся самоходку, пытаясь увидеть сверкающую свежей краской автомашину. Но, кроме обычного груза, на палубе ничего не было. Капитан баржи сообщил растерянным руководителям/ колхоза, что в деревне Новоселове тамошний председатель колхоза снял ее под личную ответственность, так как в Тарасове "все равно некому работать". Нужно было видеть горечь разочарования и обиду людей, уходящих с несостоявшегося торжества. Теперь в этих глухих, таежных местах действует Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. Около деревни Юхта, что находится всего в шести километрах от Тарасова и где также ожидали первую автомашину, имеется взлетно-посадочная полоса для самолетов и вертолетов. Построена станция Улькан с настоящим поселком городского типа, а по широкой автомагистрали, соединяющей Казачинск-Ленский с озером Байкал, мчится самая мощная современная техника, управляемая такими специалистами, какие и не снились председателю колхоза "Сибиряк" в не таком уж далеком 1957 году. А над Киренгой, где застоявшуюся тишину редко нарушала сирена тихоходной баржи, теперь разносятся гудки электровозов, мчащих пассажирские и грузовые поезда.
      Эта поездка на Киренгу и Улькан надолго запала мне в душу: вспомнилась красота тех мест, хорошая рыбалка, гостеприимство и радушие, с каким нас встречали. И спустя десяток лет мне с женой и хорошим другом снова довелось отдыхать у Георгия Ивановича, теперь уже председателя колхоза "Сибиряк".
      От Казачинска до Тарасова он доставил нас на моторной лодке, едва вместившей всех с немалым багажом. В Тарасове мы приплыли в час ночи и только потом узнали, по каким опасным местам, не считая хорошо известной "прорвы", он вез нас на своей узенькой "вездеходке". Как хорошо нужно знать реку с ее каверзами и опасностями, подстерегающими на каждом шагу, чтобы на большой скорости провести маленькую лодку с четырьмя взрослыми людьми, с багажом и со спаниелем в придачу.
      Стояли теплые солнечные дни, мы на моторке поднимались вверх по Киренге, удили рыбу, любовались красотами окружающей нас природы, в том числе сказочными вертикальными столбами на берегу реки.
      За долгие годы совместной жизни жене не приходилось присутствовать и тем более самой ловить крупную рыбу, в частности ленков. Такая возможность представилась теперь на Киренге, где она буквально "втравилась" в рыбалку. Имея уже некоторый опыт, она за короткий срок освоила лов рыбы спиннинговой снастью, впроводку с лодки, установленной на якорь. В нашем распоряжении оставались берега, с которых мы также добывали хорошую рыбу на уху и комментировали события, происходящие в лодке.
      Попутно с этим хочется остановиться на эпизоде, к рыбной ловле не относящемся. В связи с подъемом уровня воды в Киренге и Улькане возвращаться в Казачинское на маленькой моторной лодке стало опасно. Ожидать спада воды не было времени, так как кончались отпуска. В это время по телефону сообщили, что из Казачинска вышла самоходная баржа с горючим для колхоза. Это оказалось для нас очень кстати, и мы решили ждать ее прибытия. В тот день, когда должна была появиться баржа, колхозники, вооруженные веревками, уплыли на моторке вверх по Киренге привязывать стога сена к кольям и деревьям, чтобы их не унесло водой, а мы пошли удить рыбу на "свою" протоку, так как хотя дождь и прекратился, других мест для ловли рыбы пока не было.
      Через некоторое время со стороны устья Улькана мы услышали сигналы поднимавшейся к нам баржи. Прошло немало времени, а баржа все не показывалась, хотя расстояние от Улькана до Тарасова не более двух с половиной - трех километров. Время от времени до села доносились сигналы, подаваемые с застрявшей где-то баржи.
      Председатель отправил бригадира узнать, в чем дело. Расторопный бригадир мигом на моторке слетал туда и обратно и доложил, что самоходка бьется около Улькана уже шесть часов и не может пройти его струю, направленную поперек Киренги, и капитан просит разрешения выгрузить все горючее в Юхте. Тогда Георгий Иванович сел на свою моторку, прихватил меня, и мы помчались на место столь необычного происшествия. Вскоре за поворотом реки мы увидели баржу, напрасно пытавшуюся пробить тугой бешеный поток Улькана. Упершись в струю, как в каменную стену, баржа с работающим во всю силу двигателем стояла на одном месте. На просьбу капитана выгрузить 18 тонн горючего в Юхте председатель ответил отказом, так как перевозить тяжелые бочки через Улькан не на чем, а бензин позарез нужен в Тарасове для уборки урожая.
      Пока шли переговоры на "высшем уровне", я смотрел на удивительное зрелище. Многоводный Улькан впадает в Киренгу под прямым углом с правого пологого берега. Когда в Киренге большая вода, она прижимает изумительно прозрачные воды Улькана к своему правому берегу, и так катятся они вниз, четко разделенные между собой разностью цвета. Когда из-за ливневых дождей прибывает Улькан, он прижимает воды Киренги к ее левому берегу, загоняя их на отвесные скалы. А теперь вышедшая из берегов Киренга и переполненный водой стремительный Улькан в единоборстве создали бушующий поток невероятной силы. Пробить огромную поперечную струю Улькана, которая перегораживала почти все русло Киренги, баржа не могла, а выйти к левому отвесному берегу, где две реки сложили скорости своих течений в некий водопад, тем более.
      Переговоры председателя с капитаном ни к чему не привели. Каждый был прав по-своему, но горючее-то действительно нужно в Тарасове, а не в Юхте, и двигатель -баржи продолжал "молотить".
      Тогда мне в голову пришла мысль помочь барже мотором нашей лодки, на которой стоял стационар в 13 лошадиных сил.
      Попросили буксир. Смеясь, матрос сбросил мне с борта баржи конец каната в руку толщиной. Принимая такое решение, я думал зацепить конец буксира за какую-либо надежную деталь в лодке и, дав полный газ, добавить эти малые силы к большим мощного двигателя. Но зацепить толстый канат в лодке оказалось не за что. В зазор между полом и дейдвудной трубой не только канат - мизинца не просунуть! Наблюдая с высоты своей громадины за нашей возней с канатом, матрос с удовольствием улыбался и, наверное, мысленно вертел указательным пальцем около виска. Капитан, восседая в своей, будке, был с ним солидарен и, видимо, тоже думал, что мы оба из дурдома. Тогда я ухватил канат обеими руками, намотал еще в один оборот вокруг правой руки и дал команду Георгию Ивановичу прибавить немного газу. Видимо, из-за грохота двух работающих двигателей и шума воды он плохо разобрался в обстановке и дал полный газ, В своих возможностях я тоже немного не разобрался и плохо рассчитал силы, так как канат натянулся до конца и потащил за собой и меня из стремящейся вперед лодки. Что делала в это время баржа и ее команда, я не видел. Было одно желание - не сдаться и не упустить тяжелый канат в воду. Случайно взглянув на капитана и на матроса, я не увидел на их лицах усмешки. Наоборот, они очень серьезно и озабоченно оглядывались по сторонам.
      Посмотрев по левому борту баржи на берег Киренги, ниже впадения в нее Улькана, я тоже немало удивился. Лежавшая на берегу выкорча скрывается за баржей. Значит, она прошла непреодолимый рубеж и вышла в воду Киренги выше Улькана.
      Мы отдали буксир хозяевам баржи, сделали на моторке вокруг нее "круг почета" и умчались в Тарасове.
      Из-за потраченного на борьбу с Ульканом времени выгрузить горюче-смазочные материалы и загрузить бочкотару на баржу в этот день не удалось, и в обратную дорогу она отчалила на другой день.
      Дожди прекратились, погода наладилась, и в Казачинское мы плыли на этой барже с очень хорошими и гостеприимными людьми. Дорогой шутили по поводу события, происшедшего накануне. За время, проведенное на барже, от капитана и его помощника мы узнали много интересного об этом удивительном крае.
      Освободившаяся от груза баржа летела по взбесившейся реке как на крыльях, и мы поражались мастерству и выдержке двух молодых людей, управлявших ею. В излучине, где повороты реки особенно крутые, набегающая на берег вода имела большой крен в сторону противоположного берега и по форме напомнила велотрек. Иногда казалось, что баржа не выйдет из крутого виража и вылетит на берег, но рулевой по точному расчету выводил ее на стрежень, и она опять стремительно рассекала волны посередине русла.
      Этот эпизод с баржей на таежной Киренге, где теперь прошла магистраль века - БАМ, а маленькая деревенька Юхта получила широчайшую известность, наглядно показал, что иногда достаточно своевременно оказать ничтожно малую помощь, чтобы большое и нужное дело сдвинулось с места. Очень жаль, что мы запамятовали имена капитана и его помощника. Думается, что среди тружеников огромной стройки, развернувшейся на берегах Киренги и Улькана, они так же героически несли свою нелегкую службу и делали все возможное, а порой и почти невозможное для своего прекрасного, но сурового края.


Олег Панин - 2009 год - начало 4500км одиночного байдарочного похода от Северобайкальска до Дудинки

      15.06. Поезд прибыл в Северобайкальск утром. Я не купил ботинки, и пришлось с вещами идти искать магазин. Он оказался недалеко, и купив их я пошел на Байкал. Пришел на берег Байкала, прямо на пляж. Было тепло, ветра не было, и вода была теплая. Купалось полно народа. Решил, что купаться не буду, а быстро надую лодку и пойду подальше от города, а искупаюсь потом. Попробовал надуть ее лягушкой, но она не надувалась, а шланг постоянно выскакивал и она сдувалась. Уже начали подходить люди и спрашивать. Пришлось кое-как надуть ее ртом и уходить. И вот наконец-то я отплыл от берега, и город остался позади. Вода стала холодной, и давление в баллонах совсем упало. Лодка наполовину затонула, и я сидел весь в воде, но хотелось уйти как можно дальше, и я все греб и греб вперед. Шел медленно и чтобы не выходить на берег, поддул лодку прямо на воде и пошел дальше уже намного быстрее. Подошел к устью реки Слюдянка. Уровень воды был очень высоким из-за тающего снега в горах. Вышел на берег и немного затащил лодку в реку, но вдруг увидел рыбака, и решил скорее уходить. Пройдя еще, вышел на берег стал его осматривать и искать место для стоянки. Оказалось, что вдоль берега идет дорога и в любой момент может поехать машина. Пришлось уходить. Погода испортилась. Задул ветер, и с гор пришла какая-то желтая туча. На берегу были люди и я решил пройти подальше от них и идти прямо к мысу Тонкий. Ветер стал очень сильный и дул с гор от берега. Поняв, что если он еще усилится, меня совсем унесет, я начал грести изо всех сил и все же доплыл до берега. Здесь я и остановился. И хоть место было и не удобное (неровное), но из-за того, что здесь была гора, сюда не могли проехать машины, хотя и шла пешая тропа.
      16.06. Проснулся поздно. Шел дождь. Костер не загорался. Сухое топливо тратить не хотелось, но потом все же пришлось. Надо было придумывать, чем разжигать костер, если все время будет идти дождь. Бересты не было. Кругом были одни лиственницы и какой-то кустарник с мелкими красивыми цветами. Только потом я понял, что ее можно найти выброшенную на берегу. Березы росли в горах. Пошел ходить по полуострову. Оказалось, и сюда шла автомобильная дорога, и было полно стоянок, особенно с другой стороны полуострова. Там был еще и домик геологов. Хорошо хоть людей не было. Нашел зеленую канистру и распилил ее на части. Она хорошо горела, и все путешествие ее использовал, когда костер не горел. Вдруг я увидел толпу людей, и очень испугался, что они пройдут мимо. Но они шли в другую сторону к выходу. Наверное, это была какая то экскурсия. В озере появлялись круги на воде, это плавали хариусы и жрали мелких бабочек. Идти уже было поздно, и я решил лучше пойти раньше в следующий день.
      17.06. Опять шел дождь и был сильный туман. Прошел до острова Богучанский. Он весь загажен бутылками и всякой дрянью. Прошел дальше и вышел на берег. Тут было полно всяких цветов, автодороги не было, но шла тропа. Везде видно ходят экскурсии, и дальше были даже какие-то таблички. Остановился на мысе Лударь. Здесь хоть троп нет, хоть и стоит какая-то лодка. На берегу полно дров и есть береста.
      18.06. Дождя не было, но было холодно и туман. Надо брать теплую одежду, в которой плыть и в которой спать. Я взял только одну кофту и не взял сапоги, чтобы было поменьше вещей, и поэтому плыть приходилось в холодной одежде. Оказалось, Байкальское было совсем рядом. Быстро прошел его и Талую. Дальше горы подступают к Байкалу, и автодорог нет. Зато в любом удобном месте стоят избы, которые здесь называют зимовьями. В них можно останавливаться, но может остановиться кто-нибудь еще, и поэтому я за все время путешествии этого не делал. Места стали красивые - горы, полно цветов и мало людей. Летало очень много мелких бабочек, с прозрачными крыльями. Они забивались во все вещи и во множестве попадали в еду и в озеро. Плавало полно хариусов, которые ели этих бабочек и оставляли круги на воде. Но около лодки их не было. И на блесну попалось только два, и то мелкие. Когда хотел устроить стоянку, вдруг увидел людей. Это были туристы. Пришлось плыть еще несколько километров.
      19.06. Погода здесь меняется очень быстро. Вчера была абсолютно гладкая вода, а сегодня сильный встречный ветер и волны. Прошел 3 км. и остановился. Пошел ходить по горам. Полно разных цветов, особенно багульника. Много следов зверей. Тепло и ветра здесь нет. Зато полно комаров. На склонах гор, обращенных в другую сторону от Байкала, нашел несколько ягод брусники. Забыл соль на прошлой стоянке. Пришлось возвращаться. Пока плыл, чуть не перевернуло и всего намочило волнами.
      20.06. Ветер стал тише. Пошел дальше. На мысе Котельниковский мелкая галька и полно стоянок, а в устье р.Горячая какой-то дом отдыха. Скорее прошел его и зашел за мыс. Чем дальше, тем красивее. Байкальский хребет подходит здесь совсем близко и видно заснеженные горы. На конце мыса здоровый снежный сугроб. Прошел до устья Куркулы. В месте ее впадения водопад, над которым весит трос для переправы. Поймал здесь два крупных хариуса, но потерял блесну. Река самая красивая, из тех, что видел на Байкале, особенно устье. Полно лошадиных следов и наложены какие-то камни кругами и прямоугольниками. Наверно здесь была стоянка пастухов. Полно дров. Остановился.
      21.06. Продуктов значительно убавилось, поэтому решил, что пора заканчивать путешествие по Байкалу. Прошел к губе Болсодей. Около ее начала зимовье, и какие-то люди жгли костер. От воды поднимался пар. Наверное, это из-за малой глубины вода в губе прогревалась от солнца и была теплее,чем в Байкале. Остановился не доходя м. Коврижка, около болота. По берегу шли следы медведя.
      22.06. Дорога в горы начинается с другой стороны м. Коврижка, от зимовья, но и тут жили люди, поэтому пришлось идти до устья реки Мужинай. Воды в реке было очень много. Весь лес был залит. Собрал лодку и вещи в 2 рюкзака. Хотел хоть раз искупаться в Байкале, но вода была холодная, и не стал. Рюкзаки оказались тяжелыми, и пришлось нести их по очереди. Идти хоть и тяжело, из-за поваленных деревьев и воды, но все же можно. Остановился около берега реки на небольшом возвышении.
      23.06. Шел дождь. Дальше идти без дороги было совсем плохо. Полно кустов и поваленных деревьев. Пошел в разведку. Нашел дорогу, идущую от зимовья. Вначале она была хорошая, но дальше вся заросла. В некоторых местах были обвалы, и приходилось подниматься вверх, продираясь через кедровый стланик. Валялись прошлогодние шишки, но орехи кто-то пожрал. Видно было, что дорога к перевалу покрыта снегом и меня это очень пугало.
      24.06. Переносил вещи вверх. Вначале один рюкзак метров на 500, потом другой, дальше 1-го метров на 250. Потом возвращался за первым, и проносил его опять дальше второго на 250м. Но так нести оказалось не удобно потому, что у основного рюкзака удобные лямки и есть поясной ремень, а у другого нет. Придумал новый способ. Класть половину вещей в хороший рюкзак, и идти с ними третью часть дня, вываливать их, а потом возвращаться за остальными вещами и нести их опять в хорошем рюкзаке столько, сколько успею.
      25.06. Перешел через Мужинай. Везде было полно снега. На нем валялась куча комаров, и летало их тоже полно. Оказалось, по снегу идти даже легче, чем по острым камням, и дальше, где возможно, там по нему и шел. Оказалось, что реку даже можно было переходить по мостикам из снега. Успел подняться на перевал и закинуть туда лодку и часть вещей. Тропа здесь отмечена камнями. Спустился вниз, и поставил палатку. Оказывается, стланик отлично горит.
      26.06. Перешел с палаткой перевал и спустился к реке по ту сторону гор. Здесь все реки - притоки Лены. Здесь все какое-то не такое, как с той стороны и комаров стало совсем много. Пахло черемшой. Оказалось, что трава под ногами - это черемша. Это было здорово потому, что никаких витаминов, кроме меда не было. Вверх, за лодкой шел мимо озер. Рыбы не видно и полно льда. Поднялся на перевал, и вдруг увидел на снегу следы двух неподкованных лошадей. Они шли по тропе вниз, в сторону моей палатки. Значит я здесь не один. Стало жутко. Забрал лодку и спустился к палатке. Никого не было. Пошел дождь. Зачем-то решил спилить здоровое сухое дерево, хотя было полно маленьких. Пила была карманная, и поэтому пилить было тяжело. Пока пилил, дождь стал совсем сильным, и костер долго не загорался. Ночью спать было холодно. Надо скорее спускаться вниз. Наверное, там теплее. Даже не думал, что на переход уйдет столько времени. Еды осталось уже мало, и рыбы, на которую рассчитывал, тоже нет. Как бы не сдохнуть.
      27.06. Пошел вниз вдоль реки Мужинай. Тропа почти полностью исчезла, и только иногда видно было отметины на деревьях. Надо было спуститься ниже, где река станет побольше и поспокойнее, чтобы там начать сплав. Читал, что в этих местах полно медведей, и поэтому страшно было оставлять продукты, тем более что там был мед, но пока шел, следы медведей встречались редко, а самих медведей в этих местах так и не встретил, да и других животных тоже, кроме бурундука, да и то с той стороны. С этой стороны было много черники, но она еще цвела. Остановился около реки, в зарослях черемши. Река шумела и неслась с гор вниз.
      28.06. Пошел вниз с лодкой. Шел вдоль реки, перебираясь через поваленные деревья и думал, зачем я иду и несу лодку, ведь можно уже плыть по реке. Бросил лодку и пошел вниз на разведку. Читал в каком-то отчете, что до слияния правого и левого Улькана невозможно плыть из-за заломов. Заломы были, но не много, порогов не было, поэтому решил, что завтра надую лодку и поплыву.
     
      29.06. Намазал лицо репеллентом от комаров, надул лодку, собрал вещи и поплыл. На репелленте было написано, что он действует 8 часов, но уже через час комары стали снова кусать. Когда доплыл до первого залома, решил не выходить на берег, а перенести лодку прямо через него, но течение было очень сильное, и когда лодка наскочила на залом, то корму ее затянуло под воду. Лодка перевернулась, и я оказался в воде. Ели-ели вытащил лодку, весло и мешки из под залома. Хорошо, что все было привязано. Гидромешок с вещами порвался, весло погнулось, но лодка осталась цела. Поплыл дальше, но над рекой висело поваленное бревно. Лодка под ним прошла бы, если бы самому выйти и перелезть сверху бревна. Думал доплыть до него и остановиться руками. Но лодка опять перевернулась. Дальше заломы и бревна обносил по берегу, когда успевал де него доплыть. Но заломов было очень много, и перевернулся еще 2 раза. По берегу обносить было тяжело, из-за того, что было полно поваленных деревьев. Приходилось выгружать вещи, и вначале нести первую часть вещей, а потом тащить по земле лодку, и нести вторую часть вещей. Комаров было очень много, и уже начала появляться мошка. Приходилось постоянно идти в накомарнике. Все время очень приятно пахло какими-то цветами, но я так и не понял какими. Под конец над водой опять висело бревно, а около берега был залом. Хотел выскочить на него, но опять перевернулся. Течение было совсем быстрым, и затащило меня совсем под воду. Накомарник унесло, а другого я не взял. Когда стал вытаскивать лодку, она не вытаскивалась, и вдруг одна камера сдулась. Думал, треснула камера, но, оказалось, вылетела пробка. Хорошо, что я их привязал, а то остался бы со спущенной лодкой. Течение несло очень сильно, и я ели-ели выбрался на берег, уже далеко от залома. Вытащил лодку и вещи. Сразу набросились комары и мошка. Посмотрел в воду, и вдруг на ветке под водой увидел что-то наподобие водорослей. Даже не мог поверить, что это мой накомарник, но все же достал. Это был действительно он. Стало ясно, что без него бы я дальше не прошел. Попробовал разогнуть весло, но до конца оно не разгибалось. Решил, что дальше надо идти осторожнее. До впадения в Молокон не дошел, но все же, хоть и прошел не слишком много, но все же больше, чем если бы нес вещи на себе, да и сил потратил меньше. Рыбы видно не было, поэтому я ее не ловил, а наверное она была.
      30.06. Наконец-то преодолевая заломы, добрался до слияния с Молоконом и Куркулой. Река стала значительно мощнее, но теперь я шел осторожнее, шел вдоль косы, где течение медленнее. На каждой косе останавливался и осматривал реку, нет ли залома. Перед заломами выходил на берег заранее и обносил их. Больше за весь поход я ни разу не перевернулся. Под конец дня уклон реки стал очень сильным, в русле появились большие камни, и по реке шли здоровые волны. Проскочил мимо какой-то избы на правом берегу. Вроде людей не было, но уверенности тоже не было, поэтому решил пройти подальше. Остановился. Здесь, наверное, было полно рыбы, но я ее не видел, и кругов на воде не было, поэтому не ловил, хотя еду приходилось очень экономить. Мошки было уже полно. Появились пауты. Летало много белых бабочек. Цвел шиповник и смородина. Прошел опять немного, но теперь была надежда, что заломы закончатся.
      01.07. Река то быстро шла вниз, и в этих местах заломов не было, то замедлялась, и в этих местах образовывались заломы. Очень важно было пойти той протокой, где заломы были меньше, но узнать заранее это было нельзя. Весь день прошел в долгом преодолении заломов и быстрых переходах по реке между ними. И вот, наконец-то правый Улькан, по которому я плыл, соединился с левым. Теперь это был просто Улькан. Река стала совсем широкой, и я решил, что заломов больше не будет. Так оно и оказалось, не считая двух мест, где я зашел в боковые протоки. Пора было останавливаться, но хотелось плыть дальше. Около берега увидел избу. Людей не было. Зашел посмотреть. Внутри комаров и мошки оказалось больше чем на улице. Дрова вокруг все вырублены, да и люди могут прийти. Прошел дальше и поставил палатку.
      02.07. Наконец-то можно было спокойно плыть. Течение было очень быстрым, из-за половодья, и можно было не грести, а только отгребать от берега в тех местах, где течение к нему прижимало, и над водой нависали деревья. Над водой здесь даже не было комаров и мошки, а паутов было мало. Правда мошка налетала и долго преследовала, если медленно проплыть вдоль берега. Природа уже совсем изменилась. Смородина здесь отцвела, черемша, которая вверху только пробивалась из под снега, здесь стала уже жесткой. Летало полно бабочек. Залез на сопку. Думал, может быть будет земляника, но ее не было. Вдоль берега все чаще появлялись зимовья, особенно около сопок. Почти на всех сопках тайга сгорела, видно ее поджигали охотники. Попробовал ловить рыбу, но ничего не поймал, хотя на воде было полно кругов от хариусов. Потом люди говорили, что рыбы здесь вообще разной полно, и даже таймень. Под вечер пошел сильный дождь. Он шел всю ночь и весь следующий день. Ночью слышны были какие-то звуки вроде лая от каких-то животных, наверно косуль.
      03.07. Шел дождь. Ветра совсем не было. Из-за тумана ничего не было видно. При подходе к верхнему Ирелю река замедлилась, и дальше надо было уже грести. Появилось очень много проток, и я постоянно уходил в сторону. Один раз даже попал в залом, но обносить не пришлось. Вначале маневрировал между бревнами, а потом провел лодку по затопленному лесу. Острова здесь были похожи на корабли с острыми носами, но на носах было полно поваленных деревьев. Где были острова, начинались перекаты, но не большие. Наверное, здесь и надо было ловить рыбу, но я почему-то не ловил, а все греб и греб вперед к еде из магазина. Под вечер дождь кончился. Остановился недалеко от устья Кунермы, на острове.
      04.07. Светило солнце. Потеплело. До БАМа осталось уже недалеко, и надо было думать, где покупать продукты. До станции Улькан от берега далеко, байдарку могут взять. Обнаружил, что для квадрата O-48 взял только 10 километровые карты, а дальше, до самой Лены плыть по нему. Где найти магазин я не знал. Немного отошел и обнаружил, что в шею впился клещ. Наверное, они были на острове. Здесь их было мало не то что в Тульской области, и поэтому я даже не осматривал одежду. Вдруг вверх прошли 2 моторки. Это были первые люди, которых я увидел после Байкала. Стало страшно, но они быстро прошли, не останавливаясь. Дул сильный встречный ветер, но волн почему-то не было. И вот увидел столбы с проводами. Это был БАМ. Проплыв дальше увидел кучу рыбаков и машины, потом еще людей и моторки. Около поселка людей было еще больше, наверное, из-за хорошей погоды. Да, лучше бы было проходить этот участок, в дождь и под покровом тумана, как вчера. О том, чтобы идти в поселок Улькан за продуктами пришлось совсем забыть. Вошел в Киренгу. Вода здесь была желтая и мутная, не то что в Улькане. Везде были рыбаки на моторках, на надувных лодках, на островах и на берегу. После полного одиночества это был просто кошмар. Греб весь день, не останавливаясь. Очень устал, но везде были люди. Вдобавок к вечеру на многие километры по реке разносился страшный грохот музыки. Видно это была база отдыха, и там шла дискотека. Остановиться здесь я не мог. Наконец уже ночью музыка стихла, и я остановился на острове. Как выяснилось, Казачинское я прошел, а всего прошел за этот день больше 100км.
      05.07. Острова были очень красивые. На них росли березы и много цветов, почти как в средней полосе, но земляники не было. Здесь я впервые увидел желтые лилии. Здесь их называют как-то по-другому, но я не запомнил, и оказывается, их можно есть. Киренга очень красивая. По берегам высокие скалы, много островов и быстрое течение. Рыбу ловил, но она не попадалась. Не знал, что в маленьких деревнях по берегам есть магазины и поэтому весь день греб в Киренск. Прошел около 90км. Остановился на острове.
      06.07. Греб весь день. Прошел 70км. Остановился на высоком берегу в соснах. Нашел 3 моховика. По берегу шла звериная тропа. Развел костер, как потом оказалось, на дорожке здоровых муравьев. Они не могли пройти и залезали на меня. Мошки здесь было мало, зато комаров было столько, что в котелке их было больше, чем еды, а снять накомарник было вообще нельзя.
      07.07. До Киренска осталось немного, но туда надо идти утром. Теперь можно походить по берегу и доедать все продукты. Съел все, что было. Начался сильный понос. Ел кровохлебку от поноса. Прошел 30км и остановился на острове. Появилась связь. Ночью слышались выстрелы, и крики каких-то животных, похожие на лай.
      08.07. Прошел до Киренска и попал в Лену.

Сайт управляется системой uCoz