Владимир Сибирцев
Волгоград - Нижний Новгород - 02.2006

04.02. С 13 до 21ч я был в кинотеатре "Прометей" на фестивале туристких фильмов "Сто дорог".
    05.02. С утра собирался и в 19ч выехал прямым поездом на Волгоград. Как сел в поезд, почти сразу лёг спать.

06.02. С утра огляделся - вокруг меня одни женщины: "продвинутая" психолог из Беларуссии (в Волгоград её якобы пригласили тренинг ставить; а у самой денег даже на чай в поезде не оказалось) лет 40... бабуся (бывшая заведующая вечерней школой в Волгограде)... ещё одна женщина лет 50 из Питера (бывшая заведующая детским садом - в гости к родителям)... плюс, сбоку две студентки-близняшки из Волгограда.
    Ночью было холодно, так что мне пришлось даже спать в ушанке. А днём в вагоне потеплело (хотя стёкла, по-большинству, так и остались покрыты изморозью). На полчаса выскакивал на улицу в городах Елец (бегал обратно к ж.д. мосту через большую реку, на берегу которой, на яру высоком видны были 4-е больших, красивых храма) и Липецк (большой, как выяснилось, город). В перерывах показывал свои фото и книги... А как стемнело - так у нас и вовсе пошло веселье... так что из соседних "купе" (где народ угрюмо то сидел. то спал) ближе к 24ч вредные бабки даже приходили возмущаться, чтобы мы не смеялись так громко (правда и меня время от времени "психолог" наша доставала историями про отцов, насилующих дочерей, потребностью непременно всем ставить диагнозы и т.д.).

07.02. Ночью 1,5 часа простояли на полустанке, и соответственно, в Волгоград прибыли в 8ч, а не в 635. На вокзале я сдал вещи в камеру хранения и пошел гулять по городу (несмотря на окружающий холод и пургу).
    Чтобы выйти к Волге от вокзала, надо пройти м.800 на восток (например, через площадь, мимо гостиницы "Волгоград" и дальше по "Аллее Героев"). Старой (доСталинской) застройки в Волгограде (бывший Царицын) практически не осталось. Вытянут сей город на неск. десятков км. с севера на юг вдоль высокого правого берега Волги, мост через которую (шоссейный) ещё только строится между "Панорамой Сталинградской битвы" на пл.Ленина и "Мамаевым курганом" (км.4 на север от ж.д. вокзала - можно по пр.Ленина на любом транспорте)... а пока летом действует паромная переправа (а зимой вообще не переберёшься - поскольку Волга тут не "встала" даже при нынешних морозах за -250С). Город разрезает немало поперечных Волге глубоких оврагов, формирующих соответственно много отдельных холмов... на половине которых городская застройка, а на другой - деревенские дома... а то и вовсе, пустыри. Вместо же метро в центре, в р-не пр.Ленина под землёй носится скоростной трамвай (а потом снова выходит на поверхность).
    Я же, по началу этого всего ещё не зная, пытаясь добраться до Волги, до 13ч ходил на юг по пр.Ленина, а после оврага по Рабоче-крестьянской улице (туда идут троллейбусы №2 и №10 - по стоимости в 2 раза меньше, чем в Питере) и обратно. Когда вернулся и стал забирать вещи из камеры хранения, ко мне привязался милиционер. При этом просмотр моего паспорта и командировочного удостоверения его почему-то не удовлетворил, и мне пришлось вместе с ним идти в дежурную часть для досмотра вещей. Внутрь моего рюкзака они, естественно, и там сами не полезли (это был бы уже обыск - а на него нужна санкция прокурора), а потребовали расстегнуть его (от чего я, в принципе, тоже мог бы отказаться... но тогда любимая милиция могла задержать меня в отделении на двое суток вообще без объяснения причин - просто якобы для более детального выяснения личности и обстоятельств появления в их городе показавшегося им подозрительным субъекта... а если у тебя при этом, скажем, пропадут билеты на поезд или сорвётся какое-нибудь важное дело - поскольку и позвонить-то тебе никуда не позволят - то это уже твоё личное дело... никто тебе компенсировать ничего не будет... и вообще, скажи спасибо, если тебе после этого все деньги и вещи обратно вернут; и ничего в организме твоём не повредят сапогами или дубинками) и, найдя в наружном кармане ножик, изъяли оный, якобы на экспертизу (нельзя ли его использовать если не как колюще-режущее, то хоть как метательное оружие)... для чего составили протокол изъятия, использовав в качестве понятых двух у них же торчащих ханыг (хотя вообще-то по закону тут нужны люди посторонние - не зависящие ни от одной из сторон), которые на радостях ещё и сами стали пытаться меня допрашивать... да ещё и "на глазок" записав толщину моего ножа в "3 мм", вместо, дай бог, 1,5... Потом оперуполномоченный ещё долго снимал с меня показания... В общем, промурыжили меня часа 1,5... сфотографировали напоследок (а я при том посмотрел как у них с камер слежения, которых установленно неск. десятков по всему вокзалу, информация выводится на пяток ж.к. мониторов)... и отпустили наконец, проинформировав, что получить свой нож (если он окажется по результатам экспертизы негодным в кач-ве оружия) я смогу дня через 4 в ЛУВД на транспорте на пл.Ленина (а если мне раньше надо обратно, в Питер ехать - то это уже опять-таки моё личное дело... никто мне изъятое бандеролью высылать домой не будет... так что мне осталось только приписать этот свой несчастный ножик к статье "непредвиденных командировочных расходов"... и радоваться ещё, если на него, а соответственно и на меня, какое-нибудь местное "глухое" разбойное нападение не повесят).
    Оттуда я пошел устраиваться в гост.Волгоград (где мне сказали, что посчитали, что у меня заявка на бронь на двое суток... а ещё на сутки попытаются что-нибудь найти, но полной гарантии нет). Пока я устраивался, обедал, поспал - уже стемнело... Но так даже интересней оказалось на "Мамаев курган" сходить: сначала несколько км. по тёмным, пустым уже (за исключением проносящихся время от времени машин) улицам (многие из которых тут даже в центре именами дивизий, защищавших Сталинград, названы: 7-ой гвардейской, 10-ой дивизии НКВД и т.д.)... потом вверх - без тропы, по пояс в сугробах к фигуре Матери-Родины, освещённой прожекторами и даже с огоньками для самолётов на конце меча... полюбовался с вершины "огнями большого города"... В результате, в номер я вернулся уже около 24ч... после чего поужинал, принял душ и лёг спать.

08.02. Завтрак в гостиничном ресторане был "шведский" (т.е. ешь, сколько хочешь), чем я и постарался в полной мере воспользоваться (просидев за столом, вдумчиво поглощая кушанья, способные насытить никак не меньше двух здоровых мужиков, около 1,5 часов... да ещё прихватив с собой несколько творожных сырков). На улице - солнце и мороз (-200С). От гостиницы по "Аллее героев" я вышел на набережную и пошел неспеша по красивой зелёной зоне вдоль неё на север - за "Мамаев курган" (со стаями перепелов на его склоне), к Выставочному центру... Однако, конференции там не оказалось. Пришлось ехать опять в начало пр.Ленина... Но и там конференция уже закончилась (хотя по программе должна была продолжаться ещё два дня)...
    Делать нечего, вернулся я в гостиницу, пообедал в номере и снова отправился бродить по окрестностям... На троллейбусе №8 доехал на север по пр.Ленина до пл.Дзержинского (туда же можно было доехать и на скоростном трамвае)... а дальше пошел пешком - сначала, по-прежнему на север (по зелёной зоне, тянушейся вдоль основной трассы, которую от Волги отделяет только почти столь же узкая, тянущаяся вдоль берега полоса заводов), а потом, на запад (вдоль Вишнёвой балки). В темноте уже по сугробам перешел её, вышел к жел.дороге... и двинулся вдоль неё - словно не по городу, а по диким степям - обратно к вокзалу (тут ходят и электрички... но довольно редко... и пригородный вокзал хоть и рядом с центральным, но чтобы попасть туда, надо перейти жел.дорогу по автомобильной аркаде)... потом свернул налево, через пустырь, а потом по улицам дошел до троллейбуса... и на нём уже доехал до гостиницы.

09.02. Опять -200С, но уже без солнца (и с ветром - таким, что лицо приходится до глаз заматывать шарфом). За завтраком в мешочек, пришпиленный булавкой с обратной стороны рубашки, наклал сёмги, запечённой в тесте, и нагло вынес оную (вместе опять с творожными сырками, которые просто рассовал по карманам) из ресторана (на выходе из которого стоят ещё и два аквариума с 6-ю осетрами живыми - по кг.2 каждый). От гостиницы прошел немного на юг... после чего двинулся на запад, вдоль очередной балки (на дне которой наткнулся на "святой источник")... Часа через 2 вышел за город, пересёк шоссе и по узкой колее продолжил движение на запад - сначала, по "лесу" (состоящему из невысоких, редко отстоящих друг от друга берёз)... а затем уже и по степи... Затем, свернул налево к посёлку... А от него, перейдя балку (где, на дне и пообедал припасённой сёмгой, чуть не околев при том от холода окончательно) и снова поднявшись наверх, повернул на восток... к 17ч вышел к шоссе, а к 1930 и к гостинице.

10.02. С утра позавтракал, выписался из гостиницы, сдал вещи опять в камеру хранения на вокзале, сел на маршрутку №88, доехал на ней до кладбища (сразу за каменной стеллой "Волгоград") и пошел опять во вчерашнюю степь, прорезанную глубокими балками (причём посёлки расположены как на вершинах холмов, так и на дне этих балок, у речек). К 17ч вернулся опять на вокзал, сел в идущий до Нижнего Новгорода (бывший Горький) прицепной вагон поезда №393 (на Нижне-Вартовск)... и в 1750 мы отъехали (а на перроне милиционеры, которым так я не понравился, чуть не на полусогнутых бегали перед каким-то проезжим "беком").
    Сосед по купе налил мне гр.150 водки... выпив которые я сразу же забрался на верхнюю полку и заснул... Проснулся в 2ч ночи. Вагон наш уже отцепили в Саратове и загнали на запасной путь, где он должен был 6 часов прождать следующего поезда... Я хотел было выйти прогуляться... но двери в вагон были заперты, а в тамбуре стоял жуткий холод (-370С, как мне сказали на следующий день... так что хорошо, что я никуда не выбрался)... Правда, всё равно чуть было не пропал... поскольку дверь в туалете возле проводников с внутренней стороны не имела ручки... и когда захлопывалась, то, как в "психушке", открыть её изнутри не было никакой возможности... снаружи же среди ночи никого не было... а орать на весь вагон: "Караул! Помогите!! В туалете застрял!!!", - совесть мне не позволила.

11.02. Весь день ехал в поезде. Из соседей: узбечка, жутко разговорчивая бабуся... и студентка Нижегородского медицинского училища из Танзании (полная негритяка с причёской из множества косичек). Как стемнело, узбечка вышла, и вместо неё село несколько мужиков (местных ж.д. рабочих), у одного из которых был весьма серьёзный ожог всего лица (решил проверить, сколько осталось в цистерне солярки... и мало того, что лицо в отверстие сунул... так ещё и спичку туда поднёс - чтобы лучше видно было)... а у нас сосед по "купе" оказался весьма неплохим и даже интеллегентным (для рабочего) товарищем.
    В 20ч же, в Саранске к нам подсела и ещё одна очень милая девушка... как выяснилось позже, следователь по делам о мошеничестве (так вот и заводи в дороге знакомства... впрочем, следователь эта не знала даже, что в ж.д. билетах не только ФИО, но и номер паспорта пассажира обязательно печатается... и вообще, до того издержалась в командировке, борясь с преступностью, что даже денег на постель в вагоне у неё не осталось)... но может быть, в частности, и поэтому, весьма общительная - так что у нас, как и по дороге в Волгоград, снова стало весело.
     А под утро, за полчаса до конечной станции поезд наш надолго встал в лесу.
    - Чего стоим? - спрашивает кто-то.
    - Наверное, встречного ждём, - отвечают ему.
    - Так тут же всего одна колея, - удивляется наш сосед-железнодорожник.
    - Потому и ждём, - пожимаю плечами я (впрочем, спросонья юмор мой остался народом неоценённым).
    Проводница же тем временем ходит по вагону, расталкивая пассажиров и требуя, чтобы сдавали постельное бельё.
    - Девушка, вставайте, - обращается она к нашей соседке-следователю.
    - Я уже давно не девушка, - ворчит та (а на шее, между прочим, не только крестик, но ещё и иконка... да, похоже народ "простой" так за тысячи лет поумнеть и не сумел... как бараны, прости господи... говорят: "Не веруйте", - не веруют... говорят: "Веруйте", - веруют... но сами при том те же Заповеди Господние только как другие соблюдают видеть хотят... а для себя, и совершенно искренне при том, тысячи причин находят, почему это делать не обязательно... нет уж, лучше "нехристем" оставаться... общаясь, коли что, с Богом на свой собственный лад, но зато от души... чем к помощи всяких там священников, психологов и прочей братии, так и рвущейся всех вокруг поучать прибегать... тем паче, что были бы эти "поучители" сами "в миру" людьми действительно достойнымии... а впрочем, люди достойные никого никогда поучать, как правило, и не рвутся... учить - но и то, только тех, кто сам хочет и способен учиться - другое дело) и продолжает нагло спать (тем паче, что и постель-то эта не её, а сосед одолжил... вот пусть он теперь и волнуется).
    Но это ещё не всё... Уже на самом подъезде к Н.Новгороду проводница начинает бегать по вагону с криком: "Кто украл простынь?! Сейчас ОМОН вызову! Всех досматривать будем! Никто из вагона не выйдет, пока простыню не найдём!".

12.02. В Н.Новгороде от ж.д.вокзала до р.Ока - на восток м.500. Потом налево, перейти по мосту на "стрелку" (место слияния Оки и Волги, которые тут практически одинаковые по ширине) и вниз по течению, по высокому берегу - много красивых церквей, Кремль (большой, старинный... доступ внутрь свободный и половину занимает парк). Дальше, красивая Верхне-волжская набережная (действительно, идущая по краю косогора на м.300 выше берега Волги), большой Печёрский монастырь (основан ещё Михаилом Фёдоровичем Романовым)... а за ним, по "лесу", по середине уже косогора вдоль Волги идёт красивая лыжня, совмещённая с широкой тропой.
    Полдня сегодня был снегопад с ветром. Но зато и t0 толи -130С, толи -70С (никакой метрологии... в разных частях города цифровые часы-термометры показывают то так, то этак). Город на высоком правом берегу р.Ока изрезан глубокими оврагами. Достаточно большая старая часть с 2-3 этажными каменными домами... Заводы же и новостройки в основном на левом берегу р.Ока... Есть метро. Больши миллиона жителей...
    Пробегал я по Н.Новгороду все имевшиеся в моём распоряжении 11 часов (с 7 до 18ч... и не подозревал, что способен зимой, без отдыха на такой подвиг)... Поезд из Н.Новгорода на Питер идёт через Москув (находящуюся между ними аккурат на полпути). Вокруг меня одни молодые, красивые студентки... Но все такие серьёзные, деловые - читают, пишут... А одна так полночи возле тагана (там светлее) дирижировала с нотами и плеером с наушниками.