Владимир Сибирцев
Екатеринбург - Новосибирск - Уфа - Самара - 12.2003

    Пришла весна. И меня снова потянуло "на волю". На 1 мая отец уговорил меня сходить на резиновой лодке по рекам Мда и Мста... И хотя этот поход и не был шибко продолжительным, приключений мы в нём натерпелись более чем достаточно (описание см. здесь)... Затем, с 8 по 14 мая мы сделали пеший поход в районе станция Окуловка - река Мста - станция Малая Вишера. Потом, с 19 по 29 мая я был в командировке в Москве (поверял очередную станцию контроля наличия загрязняющих веществ в атмосфере). С трудом вернулся оттуда (поскольку как раз праздновался юбилей Санкт-Петербурга... и я с рюкзаком и здоровенными странными приборами в руках был весьма похож на террориста), сдал приборы, отчёт, собрался... и в тот же день, вечером уже садился на поезд, идущий на Кольский п-ов, за Полярный круг, к г.Кандалакша. Там до 11 июня мы опять бродили втроём пешком (чуть не уйдя мимо г.Алакуртти в Финляндию) (описание см. здесь). В июле 3 недели на байдарках плавали по реке Белой на Южном Урале (описание см. здесь). Затем, в начале сентября я съездил на 10 дней к родственникам в г.Казань (фотоотчёт см. здесь)... Потом, на 8 дней меня опять отправили в командировку - в город Старый Оскол (на границе Белгородской и Воронежской областей). После этого, в октябре уже я съездил ещё на неделю в Москву - на II международный конгресс по биотехнологии... И думал уже, что до следующей весны мне удастся обойтись без приключений (не считая Рождественских каникул)...

    Но в начале декабря вызывает меня снова шеф и говорит, что нужно срочно (как почти всё и всегда в нашей стране) ехать в очередную командировку... в г.Новосибирск (поверять датчики контроля предельно допустимых концентраций разных вредных газообразных веществ, которые будут установлены непосредственно в цехах их химического завода)... и причём, не самолётом, а непременно поездом (поскольку с собой надо везти приборы и реактивы для поверки, с которыми в самолёт просто не пустят)...
    Сначала я замахал было руками: "Зимой, поездом, в Сибирь, на 50-градусные морозы (о которых у меня ещё от отцовского рассказа об аналогичной командировке в Новосибирск несколько лет назад осталось весьма яркое впечатление) - да ни за что!". Но потом подумал: "Всё равно ведь ехать заставят... Да и что за жизнь без подвига (которых у меня, правда, и без того хватает... но вот уже месяца три как достойного не было)?.. Ладно же, гулять, так гулять", - пошел на вокзал... с час, наверное, трудился там у справочного компьютера... потом отстоял ещё очередь в кассу... и отошел оттуда с целой кипой билетов (естественно, плацкартных - поскольку так можно если не общаться, то по крайней мере, наблюдать за жизнью всего вагона, а не только одного, своего купе, в котором ещё неизвестно, что за попутчики окажутся... а в поезде-то мне провести далеко не одни сутки придётся)... В результате, предполагаемый план моей поездки стал выглядеть следующим образом:
    •
1,5 суток поездом из Питера до Екатеринбурга;
    •
день в Екатеринбурге (прождать следующего из Москвы поезда);
    •
ещё сутки поездом из Екатеринбурга до Новосибирска;
    •
5,5 суток в Новосибирске (в течение которых нужно, собственно, и успеть выполнить всю требующуюся от меня работу);
    •
1,5 суток поездом от Новосибирска до Уфы;
    •
3 суток в Уфе (в гостях у жительницы местной, с которой я познакомился этим летом, когда ходил в уже вышеупомянутый 3-недельный байдарочный поход по реке Белой... а нынче вот созвонился на данный предмет);
    •
ночь поездом от Уфы до Самары;
    •
день в Самаре (прождать следующего поезда);
    •
и последние 1,5 суток поездом от Самары до Питера (с тем, чтобы успеть прибыть домой 29 декабря - до Нового Года)...

    ... В Екатеринбург (бывш. Свердловск) я прибыл, как и намечал, в 6 утра... позавтракав перед этим горячим чаем с геркулесовой кашей (благо, её можно не варить, а просто заливать кипятком) ночью, в поезде. Сдал на вокзале вещи в камеру хранения и пошел гулять по городу. Средней силы морозец (-150С). На улицах ещё никого, темно, только фонари сияют. Пройдя от вокзала с км. к пр.Ленина (как выходишь, прямо... справа, недалеко большой разлив реки), дошел до двух красивых церквей - старой (слева), и новой (справа, на берегу речного разлива... а возле неё ещё красивый памятник расстрелянной семье Николая II)... Дальше, к мосту, и через него направо по пр.Ленина. В конце проспекта (старая часть в Новосибирске небольшая, но довольно красивая... кроме того, ещё ряд просторных улиц сталинской застройки... ну и, естественно, новостройки) ещё затемно вышел в парк, ввиду уже довольно близких гор повернул обратно, вышел опять к реке, не переходя, по правому её берегу, вниз по течению км.4 прошел снова по паркам... затем перешел-таки реку по мосту и ещё через км.3 (снова вниз по течению) вышел к местному ЦПКиО. Там, на входе дают даже напрокат лыжи, но я и без них сделал круг км.6... а потом, уже в вечерних сумерках вернулся на вокзал.
    За Уралом и народ в поезде стал уже совсем другой - какой-то более родной что ли душе моей, сибирский. В Новосибирск приехали вечером следующего дня. Там меня встретили, отвезли в гостиницу (всем хороша, только душа в номере нет). А на следующее утро мы поехали на химический завод. Строгости там на проходной - по-чище, чем в аэропорту - и просвечивают, и на металл прозванивают... на одно только пропуска оформление часа два ушло... а уж с собой - тапочки даже боишься пронести. И территория у завода здоровенная (до нужного мне корпуса от проходной км.1,5... на машине везли... а на следующий день, пешком так я его вообще еле нашел)... но зато и столовая рабочая хорошая (это, кстати, единственный вид "предприятий общественного питания", которые я выношу... включая и рестораны, из которых так и уходишь, как правило, как следует не наевшись... а вот в рабочих столовых, наоборот, как правило, можно наесться "от пуза", добротно и достаточно недорого).
    Датчики злополучные, которые я прияхал поверять, как и положено, в ожидании меня как получили из Германии, так даже ещё и не распаковывали... А их несколько десятков... А я, чай не на месяц приехал... У меня уже все обратные билеты (включая пересадки в Уфе и Самаре) куплены...
    Я такой тип датчиков тоже впервые видел... Однако, делать нечего, стал читать иностранные на них описания (на русском языке к ним тоже, естественно, никакой документации не оказалось). Вроде бы перед началом эксплуатации кислотой залить их надо... Залили... Читаю дальше мелким шрифтом что-то про разбавление этой кислоты водой в 10 раз и утилизацию... Ну, думаю, интересно будет, если мы их только что кислотой концентрированной сожгли (впрочем, сам-то я ничего в датчики сии и не заливал... а только советы подавал, которые они с полным основанием могли и не слушать... моё дело, в конце-концов не в эксплуатацию всё это "хозяйство" запускать, а в работоспособности его удостовериться... а также в точности, достоверности и воспроизводимости выдаваемых им результатов)... Кроме того, читаю: "Время выхода на рабочий режим после включения электропитания для каждого датчика составляет около 2 часов, а время выхода на режим калибровки - ещё дополнительно около 5 часов... Да ещё и время стабилизации каждого показания - около получаса (что для завода означает, что рабочие его успеют если не перемереть, то весьма хорошо потравиться, прежде чем сигнализация о том, что они в зоне выбросы вредных веществ находятся, сработает... а для меня - ещё дополнительное увеличение времени на поверку... для каждого же датчика надо, как минимум, три точки проверить)".
    - И о чём же вы", - спрашиваю, - думали, когда такую систему ставить собирались?
    А они отвечают, мол:
    - Положено ставить, вот и ставим... А пока мы её смонтируем, всё равно датчики эти уже менять пора будет.
    - Так может, - думаю на этот раз уже я, - и поверять не стоит, коли тут ничего всё равно работать не будет?
    Но такая уж у меня натура дурацкая, что коли уж взялся за дело, то если и нужно схалтурить - всё равно не могу... В общем, включили мы в параллель сразу 4 датчика. Договорились, чтоб и на ночь никто, вроде меня добросовестный, питание им вырубить не вздумал (а иначе, им потом ещё целый день на режим выходить)... И следующие 4 дня я полный рабочий день - с 8 до 17ч - проводил на заводе... гуляя по Новосибирску лишь уже вечером, в темноте... а в последний день ещё и утром (но тоже в темноте - с 6 до 8ч), по набережной Оби.
    Наконец, наступила суббота, и мне не надо было больше идти на работу. Но встал я всё равно в 7ч, позавтракал (гречневой кашей, сваренной на захваченной с собой из дома электроплитке, с колбасой и морковкой по-корейски) и поехал опять на набережную (поскольку старой части в Новосибирске всё равно практически нет... но зато есть неплохая новая, 1950-х годов застройки). Прогулялся по ней (благо, день был солнечный мороза всего -100С... хотя на неделе было до -300С с ветром), в районе ж.д.вокзала перешел р.Обь (которая тут не меньше 1км в ширину) по льду (хотя мостов в Новосибирске целых пять - 2 автомобильных, 2 ж.д. и 1 для метро... поскольку раскинулся сей город одинаково широко по обе стороны реки Оби - но всё-таки пешком через неё интересней) и пошел вдоль правого берега вниз по течению... Вышел было за город (у 2-го ж.д. моста даже дают напрокат лыжи)... но потом посмотрел на часы и поспешил обратно - в гостиницу и на поезд.
    Ночь я проспал без задних ног, а утром уже начал знакомиться с попутчиками... наслушался много интересного... Так один из них стал рассказывать, мол, в Иране (где он по рабочим надобностям от фирмы "Юкос" был) рыбаки сомов если и вылавливают, то всё равно не берут (потому как рыба эта, по их представлению, поганая - без чешуи и с усами)... А ещё те рыбаки свистеть не умеют... но слушать любят... и потому, кто знает, с ними договаривается - как он свистнет, так рыбаки ему сома отдают, вместо того чтобы обратно в воду выбрасывать.
    - А какой он, сом? - интересуется другая попутчица (из под Хабаровска).
    - Навроде налима, - отвечаю (жалея в душе: мол, бедная, даже сома-то в жизни не видела).
    - Тогда понятно, - кивает та. - Мы тоже от налимов одну печёнку берём.
    - Ничего себе бедная, - думаю я... - хотя по сравнению с тем же хариусом налим, и в правду, не так, чтобы совсем уж хорош.
    - А мы и хариуса не шибко любим, - отвечает попутчица. - Больше нельму, да муксуна предпочитаем.
    - Тогда понятно, - киваю на этот раз уже я. - Кабы у нас муксуна, да нельмы было в избытке, мы бы тоже, пожалуй, ничего другого не брали... ну, окромя, может, осетра или сёмги...
    А тут и третий попутчик в разговор вступает:
    - Перегонял я как-то BMW из Германии через Финляндию в Челябинск... Заехал в Питер. А как выбраться не знаю: указателей нет; улицы узкие... да плюс ещё то перекопаны, а то с движением односторонним. Вдруг вижу, впереди мерседес с московскими номерами. Пристроился я за ним в надежде, что хоть он-то меня из города выведет. И поначалу, и в правду, хорошо мы поехали. А потом, видать, он меня заметил и решил, что "на хвост" бандиты сели: давай по улочкам петлять, скорость увеличивать, а там и вовсе, под светофор на жёлтый. Ну, мне делать нечего: пришлось за ним на красный. Тут он окончательно в своей версии уверился, газ выжал... в общем, сами понимаете, не до правил, когда о жизни вопрос решается... Так, с ветерком мы с ним на московское шоссе и вылетели: все от нас только шарахались - даже гаишники, чтоб в разборку под горячую руку не попасть. А там я уж потихоньку от него и отстал; чтоб, и в правду, оттуда стрелять не начали.
    ... Ехали мы до Челябинска весь светлый день по широким, открытым то ли полям, то ли степям (возле самого Челябинска так ещё и заливным каким-то, камышами заросшим). В сумерках уже начали пересекать Уральский хребет (Челябинск стоит на самом его краю, обращённом к Сибири)... Залесённые горы (особенно, в районе Миасса) по обе стороны от жел.дор. впечатляюще смотрелись даже в темноте.
    В Уфу приехали уже после 23ч. Там меня встретили на машине и довезли до квартиры знакомой... Следующие три дня я гулял по Уфе. Город этот вольно раскинулся вдоль р.Белой (которая тут тоже не менее полукилометра в ширину). Из достопримечательностей можно назвать: центральную улицу Ленина (возле ж.д. вокзала, идёт от автомобильного моста и пересекает излучину р.Белой), вокруг которой и расположена, в основном, старая часть города... памятник Салавату Юлаеву (местному "благородному разбойнику") на высоком обрыве над рекой... проспект Октября, протянувшийся вдоль реки Белой на км.25... парк Победы с большой новой мечетью...
    Дальше, за ночь следующий поезд довёз меня до г.Самара. Там я также позавтракал ещё затемно, в поезде. Потом, выйдя на вокзал (который, по крайней мере до 2010 года, пожалуй так и останется самым современным, большим и красивым в России - чего стоит только его центральная, многоэтажная, сплошь застеклённая смотровая башня... или застеклённый же зал ожидания, поднятый над ж.д.путями), сдал, как и в Екатеринбурге, вещи в камеру хранения и пошел на северо-запад, к Волге... Несмотря на совсем уже близкий Новый Год день был тёплый (-50С) и солнечный... Вдоль Волги я пошел направо, вверх по течению. Ширина её тут - км.2. Низкие острова. Широкий вид на залесённый правый берег. Мостов нет (ближайшие - в Н.Новгороде и Саратове). Ещё не кончился ледоход... и шум от трущихся льдин (при достаточно быстром тут течении на Волге) стоит весьма специфический и ощутимый (а в районе Н.Новгорода при том, как я убедился на следующий день, и Волга, и Ока уже давно и крепкр встали). Через км.5 город кончился. Но по садоводствам ещё можно было идти... Чем я с удовольствием и занимался до самого вечера, так что едва успел на поезд.
    На этот раз, рядом со мной в вагоне ехала на соревнования в Питер целая баскетбольная команда девушек... Первую ночь я опять, находившись, проспал, как убитый... А вторую мне наоборот, что-то не спалось. И я, найдя место, где по-светлее, за пару часов написал целый рассказ.

* * * * *

    Жили-были в одном маленьком деревянном домике на краю большого города Ученик, Учитель и Дочь его (ухаживавшая за обоими, потому как витали они вечно в высших сферах, и некогда им было думать о плотском). И были первые двое из сей троицы почитаемы в узких кругах истинных мыслителей, поскольку Ученик, как никто, умел говорить, а Учитель - слушать.
    И пришло к ним как-то письмо, в котором некая молодая особа очень живо и взволнованно писала о жизни вообще и своей, в частности. Прочитав оное, Ученик по примеру Учителя тоже надолго замолчал, задумался... и написал, наконец, Книгу, в коей показывалось, как с трудами и усилиями великими, но несут свет Знания отдельно взятые духовно могучие людские единицы сквозь окружающие их вековечные Тьму и Невежество в Будущее, где, рано или поздно, слившись воедино, непременно и воссияет оный Свет... и прекрасна тогда станет исполненная Смысла жизнь человеческая.
    Прочитавшие эту Книгу, все как один, истинные мыслители согласились, что это лучшее творение Ученика, и стали почитать их с Учителем ещё больше... Но потом, как-то ночью проснулся сей Ученик, вышел вновь задумчивый на улицу, где тьму озаряли далёкие звёзды... и за несколько суток (став притом сам окончательно похож на высохшую мумию или привидение, ибо совсем перестал думать о плотском) написал ещё одну Книгу - о тщете всего сущего... И не все, даже среди истинных мыслителей, поняли его. Но среди тех, кто понял, стал тот, кто написал сей труд, почти что кумиром...
    А потом, случайно, встретил наш Ученик ту не очень уже и молодую особу, с письма которой всё и началось, и которой посвятил он две своих последних Книги... поговорил с ней часок (дольше ей было некогда - дела, знаете ли, житейские - да в общем-то и не о чём; ибо давно уже перестала особа сия думать о жизни вообще, а всё больше о частностях... и мыслительные способности от того у неё также перешли в иное качество)... и к вечеру того же дня, зайдя в сарай, что за домом, тихо повесился.
    Узнав о том, все решили, что от несчастной любви... Учитель же, покачав головой и даже разлепив ради такого дела свои вечно сжатые губы, произнёс:
    - Нет... Просто он понял!..
    И впервые в жизни возразила ему дочь (оторвавшись для того аж от починки забора):
    - Ничего-то он не понял... Как прожил всю жизнь, навроде тебя, дураком, так и помер.

* * * * *

    А на следующее утро, 29 декабря я уже был в Питере... Отвёз на работу всё оборудование, отчитался... 31 декабря отпраздновал Новый Год (шеф хотел ещё меня в Минск, в командировку успеть загнать... но слава богу, сорвалось)... И уже утром 2 января вместе с родителями поехал в деревню Шондовичи (Подпорожский р-н Ленинградской обл.), где у нас давно уже был куплен дом (на отшибе от всей остальной деревни, за рекой Оять) - на все Рождественские каникулы, на лыжах "кататься" (вернее, торить каждый день лыжню по пояс в снегу, при -380С)... В марте же меня, естественно, снова отправили в командировку - на этот раз, в Оренбург... Но это уже другая история.

Сайт управляется системой uCoz