Владимир Сибирцев
Командировка в Красноярск - 09.2002

Прихожу как-то с утра по-раньше на работу (что вообще-то со мной довольно редко случается... вот засидеться допоздна - это пожалуйста), попадаюсь на глаза начальнику... и тот тоном, не терпящим возражений, заявляет:
    - В следующий понедельник летишь в Красноярск - поверять тамошнюю передвижную лабораторию контроля воздушных загрязнений.
    - Да я, говорю, не против (хотя и так, вроде, уже за лето набродился от души... но и Красноярск, помнится, город красивый)... Только, для начала, мне бы это дело не мешало освоить... а то я такие станции до сих пор только краем глаза и видел.
    - Ну так кто тебе мешает? Осваивай. У тебя, помимо сегодняшнего, ещё целых три дня рабочих осталось...

В общем, 09.09.02 в 1420 я в этот самый Красноярск вместе с ещё одной дамой - специалистом по бумажным делам - вылетел. Прилетели мы в 23ч (хотя в пути всего 4 часа были... но так оно всегда, когда на восток летишь... из-за вращения земли самолёту навстречу). Темень кругом. Хорошо ещё нас на машине встретили. Но, едва добравшись до города, главный встречающий отправился домой - спать... А нам в гостинице очень удивились:
    - Кто такие? Не знаем. Одноместных номеров нет... Если хотите, в трёхместный можем вас поселить.
    Ну я-то человек жизнью битый... Стою, молчу... Мне сейчас (тем более, что уже 1ч ночи) хоть под бильярдным столом, хоть с дамой моей в одной постели (тем паче, что и фамилия у неё подходящая - Трахтенберг). А у той истерика:
    - Это криминал, - кричит. - У меня муж имеется... и совсем не тот, с которым вы меня хотите в один номер уложить!
    Что делать? Все (включая и меня) даже стали оглядываться в поисках сурового призрака этого самого мужа... и в конце-концов изыскали нам два одноместных номера.

Весь следующий день (10.09.02) мы ударно трудились (в частности, поверили газоанализатор на СО и коэффициент разведения по зонду). Гостница наша "Турист" стояла у 1-го после железнодорожного (выше всех в Красноярске по течению) моста через Енисей, на правом берегу этой могучей реки... а работа, соответственно - на левом. Вечером же пошел дождь... и до утра я у себя в номере просто читал книгу с notebook-а (который привёз с собой из Питера).

11.09. Весь рабочий день мы пытались запустить газоанализаторы то на H2S, то на NOx... но в результате, поверили только прибор на HCl. После же работы, дойдя до гостиницы, я переоделся, поужинал и в 18ч направился по ул.Матросова от Енисея к горам (а они тут не абы какие - а отроги Саян). Хоть там, в р-не ТЭЦ и всё загорожено, но тем не менее к исходу получаса я был уже за чертой города. Потом, наткнулся на собаку, охраняющую какой-то вагончик. Она принялась на меня жутко громко лаять... А я, в ответ, спустившись на дно оврага, стал кидать в неё камнями... Но она, вместо того, чтобы уворачиваться, стала с рычанием камни эти подбирать и носить наверх... Так что под конец мы с ней даже почти что подружились.
    Со дна оврага тропа пошла уже лесом в гору. На хребте я вышел на поперечную (направлению моего движения... но не хребту) колею и пошел по ней направо (прарллельно Енисею, вверх по течению). В результате чего, в сумерках уже выбрался на открытые склоны, окаймляющие долину реки Базаиха. Пройдя по верху и полюбовавшись окрестными, вовсю расцвеченными здесь осенью горами, я ещё часа 1,5, в темноте спускался вниз - к заводу мед.препаратов. Оттуда вышел к берегу Енисея (через городские дворы, ж.д.пути и т.д.). Дальше ещё мин.40 пробирания лесопарковым п-овом... и я на любимом, ярко освещаемом фонарями (в отличие, от всего остального города) мосту, возле которого стоит и моя гостиница... Так что в полночь я был-таки уже у себя в номере.

12.09. Сегодня мы опять весь рабочий день мучились с анализатором на NOx. И лишь под конец поверили прибор на СО2 (который, вообще-то как раз и не должен был работать). Затем, в 17ч я, запасшись ряженкой и сушеной курагой (благо стоила она здесь столько же, что и свежие помидоры) с булкой, снова отправился "гулять" - на этот раз, вверх по течению, по левому берегу Енисея.
    Пройдя мимо ж.д.моста (возле которого, на левом же берегу расположен и главный здесь ж.д.вокзал, а также ж.д.больница), я поднялся в гору и вышел к "телесфере" (больше похожей на скопише радиотелескопов... но зато, надо сказать, и принимают тут телевизоры не в пример лучше, чем в Питере). Отсюда, внизу, ниже по течению Енисея виден почти весь Красноярск. Дальше, совсем рядом Студгородок, а от него лесом вдоль шоссе можно дойти и до Академгородка (расположенного всё в том же лесу). Как повернул обратно, овсем стемнело. Однако, молодежь студенческая (и не только) вовсю гуляет, жжет костры... в общем, весело у них тут.
    Снова вышел к "телесфере" - полюбоваться огнями ночного города. От неё спустился к ж.д.вокзалу и уже городом (а не по набережной, как сюда) направился к центру. Там тоже в полночь молодежь ещё во всю гуляет, и автобусы идут один за другим. В Питере же после 23ч можно спокойно идти пешком - никакого наземного транспорта не дождешься.

13.09. С утра поверили анализатор на H2S... а прибор на NOx я окончательно задробил... Затем, покончив с делами, в 17ч я отправился по левому берегу Енисея, вниз по его течению... Всю ротовую полость и язык обметало так, что жевать стало совсем невозможно. Голова от t0 "плывёт" (так что я с утра уже мало чего соображая, успел сжечь свой переносной компьютер). Однако, не за тем я забрался в такую даль, чтобы в постели валяться...
    Прошел я вдоль набережной. Потом к кладбищу поднялся... где рядом памятник "афганцам" (изображён в полный рост совсем ещё "зелёный", лопоухий мальчишка с автоматом - какими они там и были). Дальше, мимо большого количества каких-то медицинских строений вышел к новостройкам. Дошел до 2-го автомоста через Енисей. Перешел на большой открытый остров (км.4 в длину, если не больше) и по нему уже пошел обратно. Там народ гуляет... Бандиты в сторонке тренируются (нучаками машут, ножами да звёздочками кидаются)... Ну так я мимо них спокойненько о прошел... Каждый своим делом занят. Чего нам делить?
    С острова вантовый пешеходный мост снова вывел меня в цент Красноярска. Там, уже в сумерках из подворотни прямо на меня выскочили двое представителей местного уголовного... розыска... и потащили... в качестве понятого в обыске участвовать... Впрочем, искали эти "представители" как-то халтурно - даже на антресоли поленились лезть... только спросили, что там, в коробках... И из трёх понятых только один оказался местным - я из С.Пб; а другой, и вовсе, с Камчатки... "Представители" были всем этим весьма озадачены... Но тем не менее, подписи собрали... И я пошел дальше - в гостиницу.

14.09. С утра, поскольку нынче была суббота, поехал в заповедник "Столбы". Это по правому берегу, вверх по течению Енисея автобусом №50 или №72 до остановки "Турбаза" (последовательность остановок: Базаиха - Турбаза - Роев ручей - Стелла - Сады). От остановки пройти ещё немного по ходу движения автобуса, а потом уже сворачивать налево, по асфальтовой дороге, в горы.
    Там мимо кордона идти ещё не меньше часа. С боку от дороги быстро бежит ручей. Народу - толпы... Однако, большинство доходит лишь до самого ближнего из здешних каменных "столбов". Я там тоже полазал... Но естественно, пошел дальше (и притом, по тропе налево - в горный, "глухой" лес... а не по дороге, которая ведёт к здешнему зверинцу - его издалека слышно по тоскливому вою волков - и заканчивается там у следующего кордона, за которым начинается уже строго охраняемая зона заповедника, куда посторонних не пускают). У "Перьев" также было ещё несколько человек... а вот после - уже никого.
    До этого дни стояли тёплые, и я ходил чуть ли не в одной рубашке. А нынче, хотя с утра было солнце, ко второй половине дня сильно похолодало, пошел мелкий дождь... Хорошо ещё, что возле тропы я нашел оставленный кем-то на кусте свитер... Кругом ели, жёлтые берёзы, горы скрыты в тумане... Так я дошел до "канатки" (откуда зимой начинается горнолыжная трасса) и даже чуть за неё... После чего стал спускаться по дороге налево и вниз (поминутно оскальзываясь и пытаясь упасть)... и вышел аккурат в долину реки Базаиха (вернее, её левого притока - Мохового ручья, если идти вверх по которому, то сначала будет карьер, а дальше, по ущелью и направо в горы - хорошая избушка, которая служит местом отдыха и ночлега местной "туристической" молодёжи - там даже журнал отзывов имеется - и от которой недалеко уже снова до "Столбов"... кроме того, на "канатке" я встретил ребят, которые поднимались со строительным материалом для новой избушки). Затем, я вышел на шоссе, сел на автобус и поехал к гостинице.

15.09. С утра на автобусе доехал до остановки "Базаиха", перешел вброд речку (которая оказалась жутко холодной), поднялся в гору и там, по дороге, идущей по самому хребту, двинулся вдоль речки Базаиха под начавшим сыпать сверху мелким, сухим снегом. Прошел я так часа 4-е. Потом спустился...
    Там оказалось опять начало строго охраняемой зоны заповедника, куда посторонних уже не пускают. Ну да меня и погранзаставы нынче не останавливали. Так что я прошелся еще часик по дороге, вверх по течению речки, до кордона лесника на поляне и, поскольку обходить его уже не было времени, повернул обратно... снова поднялся в гору, спустился напрямик к ул.Матросова, дошел по ней до гостиницы, собрал назавтра вещи и лёг спать (поскольку и вставать завтро рано... а главное, рот и горло напрочь обметало, и температура была явно приличная - весь день из-за неё проходил как в тумане... ну так ещё бы, два дня мёрзнуть, когда уже начал заболевать - а одежды на такие холода я с собой из Питера просто не захватил, и хорошо ещё, что свитер дополнительный вчера в горах нашел).

16.09. Встал в 6 утра... позавтракал... дошел через мост до места работы, где меня ждала машина, о которой я договорился в пятницу... и доехал на ней до аэропорта (км.40 от города). Самолёт на сей раз летел через Новосибирск... Так что вместо 4 часов полёта получились все 7. Да ещё при каждом взлёте-посадке из-за болезни у меня всё так ломить начинало, что хоть криком кричи.
    Вокруг Новосибирска, по крайней мере сверху, одни болота... Да и над Питером, как всегда, тучи. Сразу по пути из аэропорта я заехал на работу, доложился... и только после этого поехал домой - болеть... что честно и выполнил, в лёжку пролежав следующие три дня.